Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Новохижко А.Н. Взаимосвязь профессиональных требований и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Стимулом к работе над данным проектом послужили материалы и результаты обследования детей по программе СГМ (сано-генетического мониторинга), который проходит в нашей школе в течение 5 лет. В работе над проектом принимали участие ученики 4 «В» класса ГБОУ СОШ № 606 Пушкинского района СПб под руководством классного руководителя (психолога по второму высшему образованию). Работа была выполнена в течение 6 месяцев
Цель исследования: определение психофизиологических особенностей специалистов полицейской службы; профессиональная пригодность.
Задачи исследования: собрать информацию о психологических особенностях специалистов полицейской службы, выяснить основные факторы, влияющие на формирование характерологических, личностных и психофизиологических качеств данных специалистов. Соотнести психофизиологические особенности специалистов полицейской службы с индивидуальными характеристиками респондентов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы и видеоматериалов по данной теме, наблюдение в процессе общения.
Диагностирование: тестирование на приборной базе физиологических параметров, психодиагностика в системе СГМ. Количественный и качественный анализ результатов исследования параметров учащихся в ходе работы в системе СГМ.
В проведении исследования по СГМ по выявлению физиологических и психологических параметров учащихся принимали участие специалисты ОЦ «Интокс» СПб, классный руководитель. Участники СГМ-учащиеся 4 «В» класса ГБОУ СОШ №606 Пушкинского района в количестве 24 человек, родители.
Работа над проектом шла с учетом уровня сформированности учебных умений и навыков учащихся. Материал для защиты проекта представлен в виде презентации на языке, адаптированным для детского понимания. Например. Цели, задачи, методы, гипотеза и другие аспекты работы представлены учащимся в виде следующей информации под заголовком «Хочу, могу, надо»:
•       Узнать информацию о профессии, условиях работы полицейских.
•       Выделить основные особенности данных специалистов
•       Соотнести особенности полицейских со своими личными способностями
•       Определить. Сможем ли мы быть успешными полицейскими?
«Условия работы полицейского»:
Ненормированный рабочий день — это первое, к чему нужно быть готовым. Ночные дежурства, вызовы на происшествия, командировки, внеурочная работа в праздники и выходные.
«Необходимые умения и навыки»:
Профессиональные: физическая подготовка, владение рукопашным боем, стрельбой, навыками оказания первой медицинской помощи, знание законодательства. Личностные: ответственность, порядочность, внимательность, решительность, стрессоустойчивость, коммуникабельность
«Учебные заведения для будущих полицейских»:
Профессиональных полицейских готовят в кадетских корпусах юстиции и милицейских училищах. Те стражи порядка, которые желают получить звание от лейтенанта и выше, должны окончить академию внутренних дел
При работе над проектом учащимися были учтены практически все показатели, которые выделяют в психологии труда при профотборе и профориентации, а именно: знание содержания труда, орудия и средства труда, условия работы области применения. Доминирующая профессиональная направленность, ведущие интересы. Необходимые качества. Родственные профессии. Учебные заведения.
Второй стороной выбора является сам человек, его интересы, профессиональные предпочтения, качества личности, физиологические параметры.
Сопоставление профессиональных требований и личностных качеств респондентов позволило сделать определенный вывод в исследовании.
Что касается педагогической оценки работы учащихся над проектом, можно сказать следующее. Оценивание результатов в процессе работы над проектом: участники группы работу делали тщательно, обращая внимание на детали. Задавали уточняющие вопросы. Анализировали данные, прежде чем сделать вывод. Редактировали материал самостоятельно и с помощью родителей. Использовали рисунки, схемы как инструмент мышления.
Продукт, полученный в результате работы над проектом представлен в виде небольшого буклета.
По результатам исследования учащимися были сделаны следующие выводы:
«Подведем итоги. По результатам Мониторинга здоровья, самоанализа и наблюдениям взрослых (родителей и учителей) состояние нашего физического здоровья в норме; занятия спортом помогают развитию хороших физических данных.
Знание и понимание результатов психодиагностических методик дает нам возможность узнать свои слабые и сильные стороны личности, характера, тактично выстраивать отношения с окружающими, ставить реальные жизненные цели и добиваться их.
Сопоставив типологические особенности полицейских и свои личные можно сделать следующий вывод. Есть все предпосылки для того, чтобы в будущем мы могли успешно служить в органах полиции».
Работа над данным проектом с использованием учащимися знаний о своих собственных особенностях физического и психического здоровья принесла детям удовольствие и радость, а также способствовала формированию позитивного отношения к себе, как субъекту учебной и профессиональной деятельности.
Библиографический список:
1.       Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб: Питер. 2003 – 224 с.: ил. – ( Серия «учебное пособие»)
2.       Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общей редакцией В.А. Бодрова. – М.: ПЕР СЭ. 2003- 768 с.
3.       Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных
группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. – 175 с..
2018