Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Шахрай Т. И., Виноход В. Л. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с малой родиной в условиях реализации ФГОС ДО

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Межнациональные отношения, вопросы самоопределения наций являются актуальными проблемами современности. Сложность и противоречивость перемен, происходящих в Российской Федерации, ставит задачу формирования духовной личности, способной поступать нравственно в тех или иных ситуациях. Это возможно при условии обращения к идеям народной педагогики, принципу регионализации образования. Это основание дает понять, что именно в детском саду, начиная с раннего возраста постепенно, систематично, доступно, методами игры и наглядности следует приобщать детей к общечеловеческим ценностям, составляющим базис личностной культуры. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня.
Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Если народ теряет связь с прошлым, он теряет свою силу, теряет свое будущее. Мы должны знать об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших предков, их праздники, игры, песни, сказки, предания, обряды. Человеку необходимо знать свою малую родину, свой родной уголок. Хакасия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Поэтому уже с самого раннего детства мы приобщаем детей к истокам народной культуры. Используя в работе с детьми хакасские народные игры, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. В народных хакасских играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственности. Такие игры служили и служат средством самопознания, физического и умственного развития, психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Согласно ФГОС дошкольного образования, познавательное развитие предполагает: «…формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.»
Для полной реализации задач в ДОУ внедрена авторская программа «Хакасия – земля родная» по этнической культуре. Для углубленного ознакомления детей с Хакасией с учетом этнокультурного компонента и в связи с введением новых образовательных стандартов в 2015 году был разработан перспективный план ознакомления детей с культурой народного края для старшей и подготовительной групп. В тематике регионального содержания большое внимание уделяется использованию устного народного творчества: народным играм, декоративно –прикладному искусству, ознакомлению детей с природой родного края, прошлому и настоящему Хакасии, обычаям, традициям, культуре хакасского народа.
Первые сведения о хакасских играх относятся к началу XVII века (экспедиция Д.Г.Мессершмидта). Однако новым этапом в развитии национальных хакасских игр можно считать середину 1990х годов, когда в учебные программы общеобразовательных школ были включены народные игры как национально –региональный компонент. Существовали игры взрослых с детьми, в процессе которых дети знакомились с элементами хозяйственной деятельности, со счетом, с названиями частей тела. Это игры с пальчиками: «Хоор-хоор»(типа русской народной игры «Сорока»); игры с костями Хазыхами: «Айра», «Поймай кость», «Охотники»; настольные игры: «Тобит», «Пестрая кость», «Пестрая палочка», «Пестрая юла»; подвижные игры: «Брось рукавицу», «Медведь и пень», «Волк и козлята»; игры-хороводы: «Две птички», «Табыл-тобыл».
Разработан цикл занятий по теме: «Хакасия – мой край родной» включает знакомство с картой, гербом, флагом Хакасии, ее столицей, легендами о происхождении города, прошлым и настоящим, реками, озерами, растительным и животным миром, богатством недр нашей малой Родины. Знакомим детей с полезными ископаемыми Хакасии через поисковую деятельность. На занятии «Юрта –жилище хакасов», ребята узнали, где жили хакасы, познакомились с их бытом, национальной кухней. Перед занятием вместе с детьми приготовили «талган», отведали хакасский национальный напиток –айран. Также знакомим детей с хакасским фольклором: читаем сказки, загадываем загадки, учим пословицы, играем в подвижные игры. Показали детям других групп, родителям кукольный театр: сказку «Ячменное зерно», где видна связь хакасского и русского народа; драматизацию сказки «Как муравей к лягушке в гости ходил», «Медведь и бурундук». При проведении интегрированного занятия «Земля, на которой я живу», дети рассказали о достопримечательности родного края, богатствах, прочитали стихи хакасских поэтов. В песни, танце показываем красоту и своеобразие национальной музыки, движений. Аппликацией украсили хакасским орнаментам одежду.
Огромный интерес у детей вызывает народно – прикладное искусство. В процессе НОД дети познакомились с «Нагрудным украшением Пого». Дети из бисера, бус, пуговиц придумывали узор. Яркие, насыщенные цвета орнамента на одежде привлекают внимание детей, они с удовольствием наряжаются в национальные костюмы. В центре по этнокультурному компоненту имеется символика республики Хакасия, в большом количестве представлена художественная литература национальных писателей и поэтов, кукла в национальном костюме, макет юрты.
Для формирования полноценной личности необходима систематическая, взаимосвязанная работа во всех видах деятельности на основе поликультурного образования.
Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее, а народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.
Список литературы:
1.Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». –М.,2005г.
2.Кокуева Л. В. «Духовно –нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» М.,2005г.
3. Князева О.А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ФГОС» Детство-Пресс. М., 2015г.
4. Сост. Лалетина С.И. Программа «Из поколения в поколение» для дошкольного, начального школьного и дополнительного образования. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе духовно-нравственного и патриотического воспитания. – Абакан: Изд. ГОУ ДПО ХРИПКиПРО «Роса», 2007. - 64с.
2020