Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Бушина Л.С. Способы повышения читательской активности детей и подростков

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Падение престижа чтения в среде детей и подростков, к сожалению, соответствует современной ситуации, сложившейся в обществе. Проблема эта носит достаточно масштабный характер. Если учесть то, что чтение является одним из основных средств формирования грамотности, образного мышления, развития творческого потенциала, то становится очевидным, что пропаганда чтения – одна из основных задач школы в целом и учителей русского языка и литературы в частности. «Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения», [2] - слова Сухомлинского В.А., сказанные около ста лет назад актуальны и сейчас.
Для решения этой задачи существует немало традиционных приемов и способов, которые, увы, е всегда оказываются действенными. Современные подростки чувствуют себя «как рыба в воде» в медиапространстве, так почему не использовать эти их предпочтения? В рамках работы по данному направлению в школе можно организовать различные виды деятельности.
«Мировая литература на экране». Основным видом работы станет трансляция кинофильмов и мультипликационных фильмов, снятых по произведениям мировой художественной литературы (подобно проекту «Чтение под открытым небом»). Показ можно организовать как в помещении, так и под открытым небом (в зависимости от возможностей ОУ). К участию в мероприятии приглашаются не только школьники, но и их родители.
Конечно, многие скажут, что и так очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд [1]. Поэтому при организации данного вида работы нужно правильно организовать просмотр. Одним из важных условий реализации данного направления работы является обязательность предварительного или последующего прочтения произведения и обсуждение восприятия фильма и произведения: «Такими ли Вы представляли себе героев? Есть ли несовпадения в сюжете? Как бы Вы сыграли эту роль?». Таким образом, будет решен вопрос о привлечении детей и юношества к чтению через использование аудиовизуальных и мультимедийных материалов.
«Книга, объединяющая сердца». Организация телемостов, видеоконференций с читателями школ города и области, других городов и стран. В ходе подготовки к конкретным мероприятиям организуется прочтение книги (в том числе, в семейном кругу), составляются вопросы, дети пишут отзывы, эссе. Наиболее интересными представляются телемосты со школьниками других стран, основанные на обмене мнениями и впечатлениями не только о конкретных произведениях, но и о книгах со сквозными сюжетами. Таким образом, проект позволит школьникам узнать, какие произведения русской литературы изучают их сверстники за рубежом, какие новинки и произведения классической зарубежной литературы интересны им.
«Мы вместе». В рамках акции осуществляется участие школьников в уже апробированном положительном опыте всероссийских, региональных и международных акций по поддержке детского и юношеского чтения и литературы (Живая классика, дети читают и пишут стихи и т.п.).
«Литературная социальная сеть» предполагает создание в одной из социальных сетей группы с одноименным названием. Участниками группы могут стать не только представители целевой аудитории проекта, но и заинтересовавшиеся данным видом деятельности вне зависимости от места проживания. Первое направление в работе сети связано с созданием страниц реально существующих лиц, которые в данной ситуации имеют право выставлять статусы, используя цитаты из произведений художественной литературы с обязательной отсылкой к автору и произведению (сейчас зачастую происхождение многих из них неизвестно пользователям, хота в социальных сетях они широко используются). В обсуждениях допускается высказывать личные впечатления о произведениях, задавать вопросы, обсуждать прочитанное. Другим направлением работы станет создание страниц литературных героев. Каждом участнику группы представится возможность определить для себя статус литературного героя: станет ли он другом, останется в подписчиках, попадет в черный список и т.п.. От имени литературных героев предлагается вести переписку с героями, связанными в рамках одного произведения или представленных в других. Участники группы имеют право добавлять видеофайлы с записью чтения произведений мировой классической литературы, фотографии и иллюстрации, предлагать проведение читательских акций и флеш-мобов. Здесь же размещаются буктрейлеры, мультфильмы, созданные в рамках работы «Города мастеров», реклама не только прочитанных книг, но созданных самими участниками проекта, их анонсирование. В целом такая работа может стать основой для проведения различных интерактивных проектов.
Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. Именно поэтому важно приложить все усилия и использовать все возможные средства, чтобы повысить интерес современных школьников к чтению.

Список литературы

1.      Дивина Наталья Александровна. У нас всё получится! [Текст] / Дивина Наталья Александровна // Библиотека в школе. - 2011. - № 6. - С. 12-13.
2.      Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. — 288 с.
lybovbush@mail.ru тел.: 8-920-702-22-03
2018