НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сараева А. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности в области социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития для детей второй младшей группы «Солнышко у нас в гостях»

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


Цель: 1.Способствовать активизации речевой деятельности детей, продолжать расширять активный словарь детей по темам «Домашние животные», «Геометрические фигуры».
2.Создать условия для формирования слухового и зрительного внимания, развития речи через звукоподражание и развитие мелкой моторики рук.
3.Создать условия для воспитания взаимовыручки и совместной работы над коллективным творчеством.
Задачи:
Организовать деятельность детей, направленную на
§  умение соотносить названия взрослых животных и их детёнышей;
§  способность воспринимать на слух и правильно произносить звуки «а», «о», «у», «и»;
§  формирование представлений о форме (круг, квадрат, треугольник) и умение их распознать;
§  развитие слухового внимания, самостоятельности, эстетического вкуса;
§  закрепление умения набирать краску на палец руки;
§  воспитание доброты, эмоционально-положительного отношения к персонажу.
Методические приемы:
Словесные - вопросы, объяснения.
Наглядные - демонстрация игр, пособий.
Игровые - проведение игр.
Практические - рисование пальчиками.
Словарная работа: солнышко (яркое, тёплое, ласковое); название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник); названия домашних животных и их детёнышей.
Предварительная работа:
- Рассматривание сюжетной картины «Домашние животные»
- Рассматривание предметных картин с изображением домашних животных.
- Рассматривание игрушек домашних животных.
- Проведение дидактических игр «Кто как голос подает?», «Кто это?», «Назови детёныша», «На что похож?», «Кто кем становится?».
- Чтение сказки «У солнышка в гостях», рассказа К. Ушинского «Утренние лучи», стихотворения А. Бродского «Солнечные зайчики».
- Рассматривание солнышка на иллюстрациях, уточнение формы, цвета солнышка.
Материалы к занятию: компьютер, проектор, передвижной экран, фонограмма музыки Пьетра Ривербери «Осенний вальс», ватман с изображением круга, гуашь желтого цвета, влажные салфетки для рук, конфеты, предметные картинки, шнуровка, геометрические фигуры с дырочками, одежда для персонажа солнышка, изображение солнышка на шесте.
Ход занятия:
Дети входят в группу, встают полукругом.
Ведущий: Ребята, сегодня у на много гостей, давайте поздороваемся с ними.
Организационный момент (психогимнастика)
Здравствуйте, ручки – хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте, ножки – топ, топ, топ!
Здравствуйте ушки, ушки на макушке – ух, ух, ух!
Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх!
Здравствуй животик – бум, бум, бум!
Здравствуйте, губки – чмок, чмок, чмок!
Здравствуйте, зубки – щёлк, щёлк, щёлк!
Здравствуйте, мой носик – пи, пи, пи!
Мы проснулись, улыбнулись!
Вместе с солнышком встаём (потянулись, руки вверх и улыбнулись)
Вместе с птицами поём (машут руками)
С добрым утром, с ясным днём (дают друг другу руки)
Вот как дружно мы живём! (взялись за руки качают ими)
Ведущий: Но это еще не все гости. Ребята я хочу загадать Вам загадку.
Послушайте её внимательно: «Что на небе рассветает и теплом всех согревает?» (Солнышко)
Входит Солнышко: Я, Солнышко лучистое,
В гости к Вам пришло,
Тепло и радость принесло.
Есть у меня туесок,
Туесок – то не простой,
Он волшебный, не пустой!
Много предметов в нём живёт,
Надо взять их на учёт!
Солнышко: открывает туесок и произносит:
Ой, какой здесь беспорядок!
Срочно помощь мне нужна.
Вы, ребята, помогите,
Все предметы мне разберите.
Достает из волшебного туеска по очереди атрибуты и проводит беседу по вопросам:
- нанизывание геометрических фигур разного цвета на шнурок;
- дидактическая игра «На что похож?» - дети рассматривают предметные картинки и ищут похожие на круг, квадрат, треугольник.
Ведущий: Садитесь, ребята, я Вам расскажу сказку о Солнышке.
Дети садятся на стульчики.
Ведущий: Рано утром на небе выглянуло Солнышко и засияли его тёплые лучики.
Первый лучик попал к бабушке в деревню и разбудил животных и птиц:
- первым проснулся петушок и
- прокукарекал….. (ку-ка-ре-ку)
- курочки закудахтали ….. (ко-ко-ко)
- цыплята запищали….. (пи-пи-пи)
- гуси загоготали….. (га-га-га)
- овца заблеяла ….. (бе-бе-бе)
- поросята захрюкали ….. (хрю-хрю-хрю)
- котята замяукали ….. (мяу-мяу-мяу)
- щенята залаяли ….. (гав-гав-гав)
Ведущий: Солнышко помогает расти всем животным.
Игра «Кто кем становиться?»
- Жил-был маленький щенок, он подрос, однако, и теперь он не щенок, взрослая …
(Собака)
- Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал …
(Конём)
- Бык, могучий великан, в детстве был…
(Телёнком)
- Этот важный кот Пушок – в детстве был…
(Котёнком)
- А отважный петушок – крохотным …
(Цыплёнком)
Дети встают со своих мест.
Ведущий: Второй луч Солнца попал в лес на деревья (Дети тянутся руками вверх), кусты и цветочки (Наклоняются, руками гладят кустики).
Деревья и кусты потянулись к Солнышку своими веточками (Встают на носочки, тянутся вверх). А из земли появился зелёный росток. (Присаживаются на корточки) Медленно, не спеша он потянулся своими стебельками к Солнышку (Поднимаются медленно), улыбнулся ему (Улыбаются друг другу), поприветствовал его своими лепестками (Машут над головой), посмотрел вправо (Поворачиваются вправо и машут руками), влево (Поворачиваются влево и машут руками) и увидел много цветов на поляне (Разводят руками перед собой). А там где цветы, там, конечно, же бабочки. Они весело порхают с одного цветочка на другой. (Дети скрещивают кисти рук и машут ими). От солнечного лучика, проснулись жучки. (Пальчики по рукам «бегут» от кистей к плечам). Паучок, начал плести свою паутину. (Указательный палец одной руки дотрагивается до большого пальца другой руки, попеременно).
Из своего домика вылезла улитка и медленно поползла по дорожке. (Соединяют пальцы в кулак, поднимая вверх мизинец и указательные пальцы, передвигают кулачок от кистей к плечам). Цветы раскрывают свои бутончики навстречу Солнышку. (Дети медленно поднимают вверх руки с сомкнутыми ладонями и постепенно раскрывают ладони).
Третий лучик попал к нам в детский сад. А в детском саду ребята очень любят рисовать. Давайте нарисуем портрет Солнышка.
Ребята, Солнышко у меня уже здесь (показывает ватман с нарисованным кругом), а чего не хватает у Солнышка (ответы детей). Правильно – лучиков!
Лучики – детки его потерялись,
По лесам, по полям разбежались.
Ребята, давайте подарим Солнышку лучики! А рисовать лучики мы будем не карандашами и не кисточками, а с помощью своих пальчиков. Чтобы Солнышко было похоже на настоящее, давайте вспомним, какое оно? На что похоже? Какого цвета? (Ответы детей) А чтобы пальчики наши были послушными, мы с ними сейчас поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Солнышко, Солнышко! Шевелят пальцами обеих рук.
Погуляй у речки!
Солнышко, Солнышко! Быстро сжимают и разжимают кулачки
Раскидай колечки!
Мы колечки соберём, Делают хватательные движения щепотью
Золочёные возьмем!
Покатаем, поваляем, Круговыми движениями трут ладонь о ладонь
И назад тебе вернём! Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
Практическая работа:
Дети выполняют коллективную работу. Воспитатель во время работы контролирует приёмы рисования пальчиками, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, поощряет детей, рисующих правильно и аккуратно. (В ходе занятия звучит весёлая музыка).
Ведущий: Посмотрите, как светло стало в группе от нашего Солнышка. Какое удивительно красивое и весёлое Солнышко. Вам понравилось? Давайте покажем его нашим гостям. А теперь подарим этот портрет нашему Солнышку (дарят рисунок Солнышку).
Солнышко чудесное, очень интересное, с нами пело и играло, нам задания давало. Мы с ним поиграли и портрет нарисовали!
Рефлексия:
- Кто был у нас в гостях? (Солнышко)
- С какой новой сказкой, мы сегодня познакомились?
- Какие животные и птицы жили у бабушке в деревни?
- Куда попал второй лучик Солнышка? (В лес на деревья и кусты).
- Помогает, Солнышко расти всему живому в лесу? (Да)
- Куда попал третий лучик? (В детский сад)
- А как мы помогли нарисовать портрет Солнышка? (Рисовали лучики пальчиками)
Солнышко: Мне очень понравилось бывать у Вас в гостях. Много Вы всего знаете. А самое главное Вы помогли навести порядок в моём туеске. За Вашу помощь в группе Вас ждут от меня подарки.
Итог занятия:
Понравилось Вам наше сегодняшнее занятие? Давайте узнаем, какие подарки нам оставило Солнышко. (Раздаю конфеты).
Библиографический список
1. Бродский А. Солнечные зайчики //С. Маршак «Мяч»,«Елка.
2. Ушинский К. Рассказы и сказки (сборник). – Litres, 2017.
2020