Актуальные вопросы дошкольного образования

Ермолаева Н.И. Игровой танец как основная форма развития музыкально-ритмических движений на музыкальных занятиях для детей старшего дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf

Танцевально-игровое направление связано с высокой выразительностью, эмоциональностью, совершенствованием координации движений, пространственной ориентировке, укреплению основных видов движений и согласованию их с движениями других детей, повышению у детей уверенности в себе, коммуникативной активности, доброжелательности и внимательности к другим. Игровой танец дает большие возможности для проявления творческих способностей детей, обогащает их яркими образными движениями, создает условия эмоциональной разрядки. Большое значение имеет музыкальное сопровождение. Музыка – основа танца, которая активизирует фантазию ребенка, побуждает к творческому исполнительству. Музыка должна быть понятна, доступна и органически связана с выполнением движений. Для формирования игрового танца дети учатся перевоплощаться в образы сказочных персонажей, действующих в сюжете. На занятиях дети знакомятся с жестами общения, наиболее доступными для понимания и выполнения. Большое внимание уделяю тому, чтобы дети мимикой лица и пластикой тела передавали заданный музыкой характер. Во время разучивания танца, одним из главных средств является активизирующий процесс обучения и согласованное исполнение движений детьми. Важно научить каждого ребенка не механически подходить к выполнению заданий, а действовать творчески, проявлять самостоятельную активность в нахождении новых вариантов. Учить детей строить танцевальную комбинацию так, чтобы она полностью занимала музыкальную фразу. Нельзя обрывать музыку на середине музыкальной фразы. Композиции и движения в танце должны совпадать с музыкой.
У детей разные музыкальные способности, поэтому в процессе занятий они учатся слышать музыку, согласовывать с ней свои движения. Большую помощь в овладении этими навыками оказывают ритмические упражнения, с которыми дети знакомятся во время занятий. Ритмика – одна из основных дисциплин игрового танца, которая дает возможность для воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку и активизацию музыкального восприятия. Ритмическая деятельность развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке и эмоционально – динамическому осмыслению движений. Приступая к разучиванию танца, мы с детьми слушаем музыку, выясняем характер и стиль музыкального произведения, разучиваем отдельные движения, входящие в танец, а затем всю его композицию. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, легкости шага. Движение, связанное с музыкой всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благоприятно влияет на физическое развитие детей. Занятия игровым танцем дают большую возможность для самовыражения. Формирование движений детей начинается в определенной последовательности: движения головы, затем рук, туловища и ног. Систематичность, постепенность и последовательность – основные принципы для развития игрового танца. Дети знакомятся с основными положениями корпуса, головы, позициями рук и ног. Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, образом танца, нужно иметь определенный запас движений. Движения должны иметь достаточно большую амплитуду, включать элементы координации рук, ног, туловища, развивать группы мышц, воспитывать навыки выразительного исполнения. Приступая к разучиванию упражнений игрового танца, необходимо познакомить детей с правильной осанкой: стопы ног поставить вместе, колени расслабить, живот втянуть, лопатки слегка сблизить и оттянуть вниз, голова прямо, руки вдоль туловища не напряжены, ладошки рук слегка прижаты к ногам. Правильная постановка корпуса необходима на протяжении всего занятия. Приступая к разучиванию игрового танца я рассказываю детям коротенькую сказку, слушаем музыку к последующему танцу и после этого предлагаю детям потанцевать, придумывая самостоятельно движения. Дети начинают выполнять движения под музыку с учетом рассказанной сказки.
Танец для мальчиков «Задорные Снеговики»
Основные цели: Сочетать общеразвивающие гимнастические упражнения с элементами танцевальных, игровых и гротесковых движений. Расширять двигательные возможности, повышать культуру движения, побуждать к эмоциональному самовыражению, двигательному творчеству и эмоциональной разрядке. Активизировать фантазию ребенка, побуждать к достижению самостоятельно поставленной цели, к поискам воплощения своего замысла в разных формах.
Образовательные задачи:
·          формировать творческое проявление, музыкальную выразительность, побуждать к развертыванию композиции и сюжета игрового танца.
·          активизировать эмоциональную и мыслительную деятельность детей.
·          способствовать развитию музыкального восприятия и воображения детей.
·          формировать у детей способность придавать движениям выразительный и эмоциональный характер, связанный с музыкальным образом.
·          формировать у детей способность реагировать на музыкально – ритмические задания, осмысленно и выразительно выполнять танцевальные движения.
·          формировать у детей способность выразительно и непринужденно передавать в движениях разнообразный характер музыкальных образов.
Развивающие задачи:
·          развивать у детей слуховую чувствительность, ощущение равномерной пульсации.
·          учить детей слушать музыку на протяжении всего занятия, «размышлять» о ней, обращать внимание на средство музыкальной выразительности, на построение музыкального произведения, его жанр и характер.
·          учить детей самостоятельно искать способы выражения характера музыки через танцевальное исполнительство.
·          развивать творческие способности детей в разных видах музыкальной деятельности.
·          учить детей самостоятельно сочинять движения игровых танцев, проявляя свою активность.
·          развивать у детей двигательное воображение и творческую фантазию.
·          развивать умение передавать свои чувства, владеть навыками управления своим телом.
·          развивать у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений.
Музыкальный руководитель: - Ребята, сегодня мы с вами будем разучивать танец «Снеговиков». Этот танец для мальчиков и движения, которые мы с вами будем учить – вы придумаете сами. Сейчас внимательно послушайте маленькую сказку и особенно обратите внимание на те действия, которые будут выполнять в сказке - Снеговики. И так: - «В лесу – в снежном домике Дедушка Мороз и Снегурочка собирают в мешок подарки для ребят, а за окном Бабушка Вьюга решила поиграть. Она стала засыпать снегом все тропинки, пригорки и дорожки». Снегурочка выглянула в окошко и говорит: - «Дедушка, посмотри, как Вьюга разыгралась, ни одной тропинки не видно, как же мы с тобой доберемся до ребят, нам нельзя опаздывать, ребята ждут подарки?» Дедушка Мороз говорит: - «Это не беда, ребятишки очень любят снег, а дорожки нам помогут расчистить мои друзья Снеговики». Он вышел на крыльцо и громко крикнул: - «Друзья мои – Снеговики помогите нам с внучкой, уберите снег с дорожек и пригорков, что бы мы могли вовремя привезти подарки детишкам». Снеговики тут же весело и задорно принялись за работу. Они взяли в руки метелки и стали убирать снег с пригорков, расчищать тропинки, подметать дорожки, но при этом не забывали немного пошалить. Они играли на метелках - как на гитаре и скрипочке, скакали - как на лошадках. Снеговики убрали весь снег и нисколько не устали».
Музыкальный руководитель: - «А сейчас я включу музыку - мальчики возьмут метелочки и начнут танцевать. Движения мальчики должны придумать сами, а потом из этих движений мы построим танец».
Под музыку мальчики начали танцевать, движения были
настолько оригинальными, что многие из них мы вставили в танец.
Танец для девочек «Волшебные Звездочки»
Музыкальный руководитель: - А теперь девочки послушают сказку про «Волшебные Звездочки». Высоко в небе над лесом появился молодой Месяц. Он сверху стал разглядывать свои владения. Лес стоял весь в снегу, как будто был накрыт белым пушистым одеялом. На заснеженной полянке белочки и зайки играли в снежки, в ветвях елочек прятались птички. Стоял тихий зимний вечер. «Какая красота!» - подумал Месяц, - «А будет еще прекраснее, когда в небе появятся мои подружки – Звездочки, пора их будить, а то они проспят такой чудесный вечер». Месяц посмотрел на снежное облако, в котором сладко спали его подружки и тихонько их позвал. Звездочки проснулись и стали одна за другой появляться в небе. В морозный вечер они еще ярче светились ярко – голубым цветом. Звездочки построились в большой хоровод и стали кружиться. Они поднимались то вверх, то опускались вниз, строились маленькими кружочками и разлетались в разные стороны, парами кружились в лунном свете, от их веселья засверкало все вокруг. Месяц смотрел на этот удивительный танец и улыбался. Он гордился тем, что только у него есть такие прекрасные, веселые подружки.
Музыкальный руководитель: - «Девочки, я сейчас включу музыку, а вы постарайтесь вспомнить сказку и отобразить ее в танце, придумывая самостоятельно движения».
Девочки оказались не менее творческими, движения к танцу получились превосходными. Детям очень нравятся такие занятия, они так воодушевляются, что сами начинают сочинять сказки и их танцевать. Радостные и счастливые дети – это самое прекрасное, что может быть для нас – взрослых.
Библиографический список
1. Л.Б. Гавришева «Музыка, игра – танец» «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2004г.
2. З.Я. Роот «Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного
возраста» Москва 2005г. АЙРИС ПРЕСС
3. Л.Н. Конурашова, С.Д. Руднева, Е.Е. Каява «Музыкальные игры и
пляски в детском саду» УЧПЕДГИЗ 1982г.
2020-04-07 16:03 2020