Библиографическое описание:
Невленинова Э.В.Реализация проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
В известном детском стихотворении С.Я.Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет — «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак „ГТО“ на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне!
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы — ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.
Как же состоит дело в настоящее время? И для чего многие современники пробуют сдать комплекс ГТО?
Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет быть похожим на старшего члена семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. У всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, — целеустремлённость. А ещё-физическая подготовленность. Такие люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, будут уверенны в своих силах.
Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии оздоровления населения.
Главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Нормы нового «ГТО» могут сдавать и взрослые, и дети. Однако начинать внедрение желательно именно в системе образования.
Тем более, что первая ступень комплекса соответствует развитию ребят 6 лет. Именно в дошкольном детстве закладываются основы физического развития, двигательных умений ребенка, этот период можно по праву считать фундаментом для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. Педагоги дошкольного образования пытаются найти ответы на вопросы: Как укрепить здоровье детей? Как мотивировать дошкольников и их родителей к занятиям спортом, привить навыки
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО может помочь педагогам найти ответы на поставленные вопросы, успешно решать задачи физического развития, когда воспитанники подготовительных групп могут стать равноправными участниками ГТО.
Коллектив дошкольного учреждения проводит работу по подготовке и участию детей в сдаче норм комплекса. Это стало традицией детского сада.
Вашему вниманию предлагается проект, который внедрён в работу нашей организации.
Название проекта: «ГТО в детский сад. Возрождение традиций»
Образовательная область: физическое развитие
Тип проекта: информационный, познавательно-оздоровительный, долгосрочный.
Участники проекта:
-инструктор по физической культуре. Организатор проекта;
- дети старшего дошкольного возраста. Для участия в педагогическом проекте выбрана именно эта возрастная группа детей, т.к. процессы формирования двигательной деятельности у ребенка особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоционально - чувственной сфер, становлением самосознания. В период старшего дошкольного возраста появляются необходимые новообразования физического и психического порядка;
-воспитатели подготовительной группы. Организаторы проекта. Огромную роль в становлении личности и физическом развитии подрастающего ребенка играет воспитатель, общение и взаимодействие, с которым занимает значительную часть жизни дошкольника и значение которого трудно переоценить. Роль воспитателей в проекте – закреплять умения и навыки детей, полученные на физкультурных занятиях; оказывать помощь в проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий; проводить работу с родителями по данной проблематике;
-родители детей старшего дошкольного возраста. В законе «Об образовании» прописано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Именно поэтому необходимо задействовать родителей в реализации данного педагогического проекта: выявить уровень компетентности по проблеме укрепления здоровья дошкольников; приобщить их к совместной активной двигательной деятельности с детьми; привлечь к сдаче норм ГТО;
-медицинский работник. Его роль в проекте заключается в контроле над состоянием здоровья детей.
Сроки реализации: сентябрь 2022–февраль 2023
Цель проекта: подготовка детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени физкультурно- спортивного комплекса ГТО, активное включение всех участников образовательных отношений в подготовку и дальнейшей сдачи нормативов ГТО в соответствии с возрастными ступенями.
Задачи проекта:
-пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры;
-ознакомление детей и родителей с программой ГТО и традицией их проведения;
-усиление мотивационной деятельности всех участников образовательного процесса по формированию здорового и безопасного образа жизни;
-создание комфортных условий для занятий физической культурой в ДОО, поднятие и поддержание интереса у детей к физкультурно-оздоровительным занятиям;
-совершенствование физических способностей детей в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры,
-повышение интереса детей, их родителей к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни;
-снижение уровня заболеваемости и количества дней, пропущенных ребенком по болезни;
-повышение уровня физического развития детей с ослабленным здоровьем;
-выявление физической и психологической предрасположенности дошкольника к какому-либо виду спорта.
Предлагаемые формы занятий физической культурой позволят дошкольникам не только выполнить нормы комплекса «Готов к труду и обороне», но и будут способствовать их личностному развитию и повышению уровня патриотического самосознания.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
-постановка проблемы, определение цели и задачи проектной деятельности.
-проектирование совместно организованной деятельности в условиях реализации в ДОО проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций»
-разработка проекта;
-создание условий по внедрению проекта;
-информирование воспитанников и их родителей о здоровом образе жизни, двигательной активности; правильной организации выходного дня;
-анкетирование детей «Какие упражнения вам нравятся?», «Что надо делать для здоровья?»; «Какие виды спорта ты знаешь?»
-беседа «Что такое ГТО?» Беседа с детьми о пользе занятий спортом и физическими упражнениями;
-информационный рассказ о сдаче норм ГТО инструктора по физической культуре и помощника воспитателя, который получал значки ГТО более 50 лет тому назад;
-показ значков ГТО и других знаков с тематической символикой;
-подготовка развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале, на спортивной площадке для физкультурно-спортивной деятельности;
-раскрашивание тематических раскрасок;
-чтение стихотворений. Отгадывание загадок на спортивную тему. Просмотр мультфильмов на тему физкультуры. В виртуальной группе сети интернет инструктора по физической культуре любой желающий может посмотреть
серию мультфильмов «Советские мультфильмы для детей и взрослых» и
«Быстрее, выше, сильнее! Вместе с героями "Спокойной ночи, малыши";
-ознакомить родителей с историей, нормативами и методическими рекомендациями ВФСК ГТО;
-через информирование на сайте вызвать интерес у родителей к совместным мероприятиям, проводимых в дошкольном учреждении;
Основной этап
-создание системы воспитательно-образовательных мероприятий по теме проекта;
-проведение ежедневной утренней зарядки с включением игр и упражнений для подготовки к сдаче норм ГТО;
-непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию воспитанников в зале и на воздухе. Развитие определенных физических качеств (силу, ловкость, гибкость, координацию и т. д.) Использование подвижных и спортивных игр.
-работа с детьми и родителями (очно и дистанционно через сеть интернет);
-проведение мероприятия по сдаче некоторых нормативов ГТО.
Завершающий этап
-проанализировать эффективность работы.
-проведение спортивного квеста «Путешествие по спортивному городу»;
-участие в конкурсе Центра физкультуры, спорта и здоровья «Юный спецназовец», с использованием некоторых заданий комплекса ГТО;
-изготовление стенгазет (с привлечением детей и родителей воспитанников на возрастных группах, включившихся в реализацию проекта);
-выставка рисунков, фотографий «Как мы стали сильнее!»
-презентация проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций»
Ожидаемые результаты реализации проекта
-создание в ДОУ системы по подготовке к проведению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению работы ЗОЖ с воспитанниками;
- налаженная система работы с родителями.
Заключение
Идея проекта состоит в получении адаптированной системы внедрения комплекса ГТО в дошкольное образование, рекомендаций по ее реализации.
Использованные источники:
1.Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
2.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42,
3.Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11.06.2014 г. № 540;
4.Материалы официального сайта ВФСК «ГТО»
5.Биктуганов, Ю.И. Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательную систему / Ю.И. Биктуганов // Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - С. 7-9.
Невленинова Э.В.Реализация проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций» // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
В известном детском стихотворении С.Я.Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет — «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак „ГТО“ на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне!
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы — ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.
Как же состоит дело в настоящее время? И для чего многие современники пробуют сдать комплекс ГТО?
Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет быть похожим на старшего члена семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. У всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, — целеустремлённость. А ещё-физическая подготовленность. Такие люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, будут уверенны в своих силах.
Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии оздоровления населения.
Главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Нормы нового «ГТО» могут сдавать и взрослые, и дети. Однако начинать внедрение желательно именно в системе образования.
Тем более, что первая ступень комплекса соответствует развитию ребят 6 лет. Именно в дошкольном детстве закладываются основы физического развития, двигательных умений ребенка, этот период можно по праву считать фундаментом для приобщения воспитанников к здоровому образу жизни. Педагоги дошкольного образования пытаются найти ответы на вопросы: Как укрепить здоровье детей? Как мотивировать дошкольников и их родителей к занятиям спортом, привить навыки
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО может помочь педагогам найти ответы на поставленные вопросы, успешно решать задачи физического развития, когда воспитанники подготовительных групп могут стать равноправными участниками ГТО.
Коллектив дошкольного учреждения проводит работу по подготовке и участию детей в сдаче норм комплекса. Это стало традицией детского сада.
Вашему вниманию предлагается проект, который внедрён в работу нашей организации.
Название проекта: «ГТО в детский сад. Возрождение традиций»
Образовательная область: физическое развитие
Тип проекта: информационный, познавательно-оздоровительный, долгосрочный.
Участники проекта:
-инструктор по физической культуре. Организатор проекта;
- дети старшего дошкольного возраста. Для участия в педагогическом проекте выбрана именно эта возрастная группа детей, т.к. процессы формирования двигательной деятельности у ребенка особенно актуальны в старшем дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоционально - чувственной сфер, становлением самосознания. В период старшего дошкольного возраста появляются необходимые новообразования физического и психического порядка;
-воспитатели подготовительной группы. Организаторы проекта. Огромную роль в становлении личности и физическом развитии подрастающего ребенка играет воспитатель, общение и взаимодействие, с которым занимает значительную часть жизни дошкольника и значение которого трудно переоценить. Роль воспитателей в проекте – закреплять умения и навыки детей, полученные на физкультурных занятиях; оказывать помощь в проведении различных физкультурно-оздоровительных мероприятий; проводить работу с родителями по данной проблематике;
-родители детей старшего дошкольного возраста. В законе «Об образовании» прописано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Именно поэтому необходимо задействовать родителей в реализации данного педагогического проекта: выявить уровень компетентности по проблеме укрепления здоровья дошкольников; приобщить их к совместной активной двигательной деятельности с детьми; привлечь к сдаче норм ГТО;
-медицинский работник. Его роль в проекте заключается в контроле над состоянием здоровья детей.
Сроки реализации: сентябрь 2022–февраль 2023
Цель проекта: подготовка детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени физкультурно- спортивного комплекса ГТО, активное включение всех участников образовательных отношений в подготовку и дальнейшей сдачи нормативов ГТО в соответствии с возрастными ступенями.
Задачи проекта:
-пропаганда здорового образа жизни, формирование у детей и родителей потребности в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры;
-ознакомление детей и родителей с программой ГТО и традицией их проведения;
-усиление мотивационной деятельности всех участников образовательного процесса по формированию здорового и безопасного образа жизни;
-создание комфортных условий для занятий физической культурой в ДОО, поднятие и поддержание интереса у детей к физкультурно-оздоровительным занятиям;
-совершенствование физических способностей детей в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
- у детей сформирована потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры,
-повышение интереса детей, их родителей к физическим упражнениям и спорту, к здоровому образу жизни;
-снижение уровня заболеваемости и количества дней, пропущенных ребенком по болезни;
-повышение уровня физического развития детей с ослабленным здоровьем;
-выявление физической и психологической предрасположенности дошкольника к какому-либо виду спорта.
Предлагаемые формы занятий физической культурой позволят дошкольникам не только выполнить нормы комплекса «Готов к труду и обороне», но и будут способствовать их личностному развитию и повышению уровня патриотического самосознания.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
-постановка проблемы, определение цели и задачи проектной деятельности.
-проектирование совместно организованной деятельности в условиях реализации в ДОО проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций»
-разработка проекта;
-создание условий по внедрению проекта;
-информирование воспитанников и их родителей о здоровом образе жизни, двигательной активности; правильной организации выходного дня;
-анкетирование детей «Какие упражнения вам нравятся?», «Что надо делать для здоровья?»; «Какие виды спорта ты знаешь?»
-беседа «Что такое ГТО?» Беседа с детьми о пользе занятий спортом и физическими упражнениями;
-информационный рассказ о сдаче норм ГТО инструктора по физической культуре и помощника воспитателя, который получал значки ГТО более 50 лет тому назад;
-показ значков ГТО и других знаков с тематической символикой;
-подготовка развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале, на спортивной площадке для физкультурно-спортивной деятельности;
-раскрашивание тематических раскрасок;
-чтение стихотворений. Отгадывание загадок на спортивную тему. Просмотр мультфильмов на тему физкультуры. В виртуальной группе сети интернет инструктора по физической культуре любой желающий может посмотреть
серию мультфильмов «Советские мультфильмы для детей и взрослых» и
«Быстрее, выше, сильнее! Вместе с героями "Спокойной ночи, малыши";
-ознакомить родителей с историей, нормативами и методическими рекомендациями ВФСК ГТО;
-через информирование на сайте вызвать интерес у родителей к совместным мероприятиям, проводимых в дошкольном учреждении;
Основной этап
-создание системы воспитательно-образовательных мероприятий по теме проекта;
-проведение ежедневной утренней зарядки с включением игр и упражнений для подготовки к сдаче норм ГТО;
-непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию воспитанников в зале и на воздухе. Развитие определенных физических качеств (силу, ловкость, гибкость, координацию и т. д.) Использование подвижных и спортивных игр.
-работа с детьми и родителями (очно и дистанционно через сеть интернет);
-проведение мероприятия по сдаче некоторых нормативов ГТО.
Завершающий этап
-проанализировать эффективность работы.
-проведение спортивного квеста «Путешествие по спортивному городу»;
-участие в конкурсе Центра физкультуры, спорта и здоровья «Юный спецназовец», с использованием некоторых заданий комплекса ГТО;
-изготовление стенгазет (с привлечением детей и родителей воспитанников на возрастных группах, включившихся в реализацию проекта);
-выставка рисунков, фотографий «Как мы стали сильнее!»
-презентация проекта «ГТО в детский сад. Возрождение традиций»
Ожидаемые результаты реализации проекта
-создание в ДОУ системы по подготовке к проведению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
- повышение качества мероприятий по организации и проведению работы ЗОЖ с воспитанниками;
- налаженная система работы с родителями.
Заключение
Идея проекта состоит в получении адаптированной системы внедрения комплекса ГТО в дошкольное образование, рекомендаций по ее реализации.
Использованные источники:
1.Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
2.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42,
3.Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 11.06.2014 г. № 540;
4.Материалы официального сайта ВФСК «ГТО»
5.Биктуганов, Ю.И. Особенности внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательную систему / Ю.И. Биктуганов // Педагогическое образование в России. - 2014. - №1. - С. 7-9.