НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Финк О.Н., Винник А.В., Дудникова Е.А. Формирование интереса к чтению у дошкольников через проектную деятельность

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.
По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.
Ведущей педагогической идеей является создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования интереса к чтению у дошкольников.
Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Метод проектов очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.
В процессе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с литературой, с ее разнообразием, у детей формируется такие качества, как любовь к близким, к родной природе.
Новизна заключается в использовании инновационных педагогических технологий по формированию у дошкольников интереса к чтению, комплексного взаимодействия с семьей через использование совместных социально-значимых проектов, которые привнесут изменения как в систему взаимодействия педагогов, детей и социальных партнеров, а также в содержание образовательного процесса.
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но также охватить все уровни воспитательной деятельности; позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостного видения картины окружающего мира; позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Использование проектного метода обучения в практике работы педагога, один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
В процессе работы над проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добиваться их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Проект охватывает различные виды деятельности дошкольников и позволяет применять различные методы, приемы, средства: театрализованные постановки, рассказы, беседы, непосредственная деятельность по темам, включенным в проект, чтение произведений народного творчества и сюжетно-ролевые игры. Художественно-эстетическая деятельность включает в себя беседы о прочитанных книгах, о творчестве художников-иллюстраторов, просмотр презентаций по теме проекта, рассматривание иллюстраций к произведениям, прослушивание сказок по теме проекта, проведение праздников, развлечений. В продуктивной деятельности дошкольники реализуют полученные знания: декоративное рисование, конструирование, коллективные работы, аппликация.
Использование информационно - коммуникативных технологий позволяет представить материал для детей ярче, данные средства помогают дополнить знания детей, обогатить их в интересной и новой для дошкольника форме.
Результаты применения проектного метода в работе педагога показывают, что проектная деятельность создает необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности дает возможность развить у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становиться более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей интереса к книге с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового об окружающем мире, его прелести и красоте, о нравственных качествах, которые необходимы в жизни.
Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления у детей. В игре и труде между детьми улучшаются дружеские взаимоотношения. Использование проектного метода в целях формирования интереса к чтению у дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Библиографический список:
Гриценко, З.А. Своеобразие читательского становления [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 2. - С. 15-20.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с.
Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 3. - С. 49-52.
Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.
Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста [Текст] / С.Ю. Кондратьева //Дошкольная педагогика. - 2007. - № 8. - С. 39-41.
Кузьменкова, Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-лет [Текст] / Е.И. Кузьменкова - М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с.
Карпинская, Н.С. -Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Н.С. Карпинская М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955. <#"justify"> Приложения.
2019