НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Беседина Д. В., Достова А. Ю. Бережливое обучение в системе дошкольного образования

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (49) https://f.almanah.su/49.pdf


На сегодняшний день во все сферы деятельности внедряется подход «бережливое производство», не исключением стали детские сады и школы. Детский сад является сложным структурным организмом, который имеет множество специфических особенностей. Поскольку детский сад является образовательным учреждением, то здесь более применима концепция «бережливого обучения».
Рассматривая определение «бережливое обучение» было выявлено, что это особая организация учебного процесса, при которой минимизируются потери, что, несомненно, влияет на повышение результативности обучения. Основная идея бережливого обучения заключается в улучшении потока информации в образовательном процессе дошкольного учреждения и осознании основных ценностей педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями.
В настоящее время требования к образовательному процессу возрастают с каждым годом. На первый план выдвигается способность детей к адаптации и резким изменениям в окружающем мире. Образовательный процесс в системе дошкольного образования претерпевает изменения связанные с ростом требований, в связи, с чем организация дошкольного образования должна быстро адаптироваться и улучшать образовательный процесс посредством внедрения новых форм и направлений обучения. Это связанно с тем, что образовательный процесс направлен на обучающихся (детей), которые по окончанию дошкольного учреждения должны приобрести необходимые знания и умения, которые устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом.
Находясь в условиях бережливого обучения, дети смогут беспрепятственно применять приобретенные навыки и умения в реальной жизни. Также дети с раннего детства будут адаптированы к культуре бережливого производства. Задачи бережливого обучения с детьми дошкольного возраста основываются на формировании бережливого сознания, которые на начальном этапе заключаются в навыках правильного одевания/обувания, экономии времени, бережного отношения к собственным и чужим вещам/игрушкам, соблюдения личной гигиены и др.
Бережливое обучение предполагает создание межпредметных команд педагогов, задачей которых является формирование надпредметного уровня передачи информации. Благодаря данному разделению улучшается коммуникация педагога и обучающегося, а также исключается дублирование обучения, что значительно сократить потерю учебного времени.
Технология бережливого обучения базируется на объединении взаимодополняемых и усиливающих друг друга инструментов и методов. Рассматривая инструменты бережливого обучения в системе дошкольного образования необходимо отметить, что они являются важным воспитательным средством, которое формирует у детей бережливый образ жизни, мышления и культуры. Также это формирует мировоззрение детей, которое будет соответствовать современному миру, его уровню развития науки и общества.
Основным инструментом бережливого обучения является командное взаимодействие работников. Данный инструмент базируется на методах поддержки и улучшения существующих педагогических коллективов. Благодаря этому в детских садах происходит разработка мероприятий направленных на формирование образовательной инфраструктуры, вовлечение детей в учебный процесс, повышение квалификации работников дошкольного образования и их мотивации к применению технологий бережливого образования. Также происходит активное развитие информационного образовательного пространства в сети Интернет.
Важным инструментом в системе бережливого обучения является предотвращение дефектов в обучении. Дефекты могут быть вызваны недостаточным уровнем компетенций педагога или же проблемами в освоении обучающимися того или иного материала. Для предотвращения данной проблемы необходимо систематически проводить обучающие семинары, курсы повышения квалификации педагогов, открытые занятия и тестирования для выявления профессиональных компетенций. С детьми, для выявления уровня знаний, необходимо проводить тестирования или промежуточные занятия по определенным темам.
Также используется картирование процесса. Данный инструмент позволяет представить каждый этап работы в виде схемы/таблицы, которая демонстрирует движение информационных и материальных потоков, целью которых является выявление возможностей совершенствования текущего процесса обучения и его возможные изменения. С помощью данного инструмента появляется возможность визуализировать процесс обучения, обратить внимание на проблемные моменты, разработать необходимые алгоритмы для их предотвращения в дальнейшем.
Основные виды потерь в системе дошкольного образования происходят в процессе документооборота (потеря документов, усложненная картотека, недостоверные или устаревшие данные). Для устранения данной проблемы необходима системная проверка и обновление документов, как по организации в целом, так и по отдельным группам, подразделениям; обязательный визуальный контроль; строгий порядок ведения картотеки. Особое внимание необходимо уделять банку контрольно-оценочных материалов, которые должны быть разделены по предметам, группам и возрастам. Все это позволит создать эффективную систему документооборота в дошкольном образовательном учреждении.
Также большое количество времени тратится на заполнение различных отчетов, как в электронном, так и в бумажном виде, их распространении и дублировании. Для оптимизации данной работы необходимо проанализировать все виды отчетности и потребность в них, создать необходимые шаблоны для их ускоренного заполнения; систематическая проверка и обновление данных, необходимых для отчета. Это позволит сократить время для заполнения различного вида отчетности.
В послевоенной Японии была разработана система 5S, которая активно используется в бережливом обучении. Данная система представляет собой особую организацию рабочего места, которая включает в себя принципы: сортировки, самоорганизации, систематической уборки, стандартизации, совершенствования. Принцип сортировки предполагает разделение материалов рабочего стола на три основных категории:
1.       Нужные всегда;
2.       Нужные иногда;
3.       Ненужные.
На основе данного разделения ненужные вещи выбрасываются, пространство рабочего стола очищается, внимание педагога концентрируется на важных вещах.
Для наилучшей концентрации педагога необходимо использовать второй принцип – соблюдение порядка, который помогает распределять предметы по пространству рабочего места с помощью пиктограмм и указателей, которые разделяются на несколько видов:
1.            На местах хранения (Какие предметы должны храниться);
2.            На самих предметах (Где должны храниться);
3.            На количество предметов (Сколько можно разместить).
Третий принцип заключается в обязательной уборке рабочего места до начала работы, в перерывах и по окончанию рабочего дня.
Четвертый принцип представляет собой стандартизацию содержания рабочих мест. Проект стандартизации может быть составлен как индивидуально, так и на уровне образовательной организации.
Пятый принцип является, по большей части, воспитательным. Он предполагает постоянное наблюдение за собственной организацией рабочего места, внесения необходимых корректив, а также демонстрация результатов детям, для их мотивации к достижению подобных результатов.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при использовании инструментов бережливого обучения, возможно в кратчайшие сроки выявить недостатки в существующей системе дошкольного образования и устранять их. Данный формат обучения позволяет рационально расходовать время педагога и обучающегося, за счет исключения непроизводительной деятельности, что позволит:
- улучшить образовательный процесс;
- способствует повышению качества дошкольного образования;
- визуализирует учебный процесс;
- сокращает время работы;
- повышает трудоспособность сотрудников;
- способствует развитию дошкольной образовательной организации за счет внедрения новых ФГОС, федеральных и государственных проектов, молодых и перспективных специалистов.

Список литературы

1.       Вэйдер М. Инструменты бережливого производства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 125 с.
2.       Голоктеев К., Матвеев И. Управление производством: инструменты, которые работают. СПБ.: Питер, 2008. 251 с.
3.       Кудряшов А.В. Бережливое производство: проблемы и опыт внедрения // Методы менеджмента качества. 2013. №4. С. 4-9. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20220760 (дата обращения: 22.10.2020).
4.       Палкин С.В. Система практических мер по внедрению бережливого производства. М.: НП «ОПЖТ», 2009.
2021