НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кожурина М.В., Лушпа Ж.Г. Воспитание будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (18) https://f.almanah.su/18.pdf


Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться образовательной деятельностью. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается книжный уголок. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
1.       Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
2.       Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение.
3.       Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажей для теневого театра, фланелеграфа.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе.
В книжном уголке должно быть не менее 3-4 книг, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки. Воспитатель приучает детей к самостоятельному обращению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать её, брать чистыми руками и т.д.).
В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Включайте в "репертуар" книги, в которых есть узнаваемые для малыша ситуации, непосредственно связанные с его жизнью. Побывали с ним в зоопарке - по свежим следам возьмите для чтения хорошую книгу о животных и т. п.
Постарайтесь найти к одной из детских книг соответствующую аудиозапись. Дайте книгу в руки ребенку, включите запись и попросите его следить по тексту, отмечая, где звуковое сопровождение совпадает с текстом, а где не очень. Такая тренировка полезна и для выработки навыка беглого чтения, и для понимания текста. Синхронную запись можно сделать и самим.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, воспитывают будущих читателей.

Методика работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию будущего читателя.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых: он выбирает то, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит и оценивает его, а значит, является читателем.
Методы работы с детьми по знакомству с художественным произведением можно условно разделить на 3 группы.
1.       Методы, помогающие детям воспринять художественное произведение:
1)       предварительная работа по знакомству с литературным произведением (наблюдение на прогулке – С. Есенин «Белая береза»;
2)       рассматривание предметов – сказка «Лиса и кувшин»; работа дежурных – Н. Калинина «Вот так дежурные»).
3)       словарная работа (Е. Чарушин «Про Тюпу»)
·          обогащение словаря: пичужки – птицы, ловкач – ловкий
·          активизация словаря: все глаголы
·          уточнение словаря: неуклюжий – неловкий, неповоротливый, лишенный грациозности в движении.
4)       выразительное чтение (это совместная работа ума и души). Здесь важно понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между читающим взрослым и маленьким слушателем.
2.       Методы, углубляющие восприятие художественного произведения
1)       беседа по содержанию (вопросы – Вам нравится герой? Нравится ли герой автору? Вам не жалко его? Хотелось вам ему помочь? Вы не боялись за него?)
2)       беседа с элементами драматизации (сказка «Колобок» - разговор Деда и Бабы, разговор Зайца и Колобка);
3)       воображаемый диалог юного читателя с литературным героем (К.И. Чайковский «Телефон». Кому дети могут позвонить и о чем спросить?);
4)       написание письма литературному герою. (После знакомства со сказкой «Заюшкина избушка» ребенок «написал» письмо сказочным зверюшкам).
3.Методы организации повторного переживания литературного произведения.
1)       моделирование (рассказывание литературных произведений с помощью геометрических фигур (сказки «Три медведя», «Репка»);
2)       ведение дневника читателя (в небольшой книжке- альбоме взрослый пишет название произведения, а ребенок в уголке рисует «солнышко» - если книга понравилась, «тучка» - если не понравилась.
Используя разнообразные методы работы с книгой, важно вызвать у детей не расставаться с героями; продолжать игру с ними; искренний интерес к героям произведения; любовь к чтению книг.
Если малыш уже потихоньку сам начинает читать, постарайтесь, чтобы это происходило каждый день и в определенное время. Поначалу можно быть рядом, просто слушая его или обсуждая прочитанное. Не исключено, что вскоре необходимость в вашем присутствии отпадет, а выработанная привычка к самостоятельному ежедневному чтению сослужит хорошую службу будущему школьнику или школьнице.
Чтение в первую очередь нужно для того, чтобы сохранить и постоянно развивать умение мыслить, чтобы остаться человеком: не разменять себя как личность нравственную.
Библиографический список
1.       Гурович Л. М. Ребенок и книга. – СПб.: Акцидент, 1996.
2.       Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. //Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – 35-40 с.
3.       Как научить вашего ребенка читать [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://www.kid.ru/rebenok/doman317.php
4.       Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/_0.html
2019