Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Шивцова С.В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса при ознакомлении с цифрами и цифровым рядом детей 5-6 лет с ЗПР с использованием некоторых приемов нейропсихологической коррекции

Библиографическое описание:
Шивцова С.В. Развитие пространственного гнозиса и праксиса при ознакомлении с цифрами и цифровым рядом детей 5-6 лет с ЗПР с использованием некоторых приемов нейропсихологической коррекции // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

Понятие числа, на основе которого происходит ознакомление с цифрами и цифровым рядом, может быть обусловлено по крайней мере четырьмя составляющими:

1. Непосредственным представлением количества, стоящего за числом;

2. Положением числа и цифры в системе других числовых и цифровых знаков;

3. Осознанием внутренней связи числа с другими числами и цифры как обозначения этого числа;

4. Умением соотнести число с количеством.

Без формирования понятия числа нельзя обучить ребенка счету как психическому действию и счетным операциям, т.е. необходимо формирование психического процесса счета, который впоследствии сокращается, интериоризуется и автоматизируется, что и приводит, в определенный момент, к правильному выполнению арифметических действий.

Понятие числа, цифры и счетные операции могут неполноценно формироваться по причинам недостаточной сформированности процессов переработки слухоречевой информации, дефектов зрительно-пространственного восприятия, динамической (серийной) организации движений и действий, способности к переключению с одного действия (элемента) на другой, дефектов или недоразвития зрительно-предметного восприятия, целенаправленного поведения и организации деятельности, функций самоконтроля.

Поэтому процесс организации обучения детей с ЗПР счету, ознакомления с числовым и цифровым рядами необходимо проводить с учетом возможных механизмов их нарушений.

Исходя из вышесказанного считаем, что в процессе ознакомления дошкольников с ЗПР с цифрами и цифровым рядом необходимо развивать, а во многих случаях и корректиро вать высшие психические функции, причем не изолированно, а в системе и по следующим направлениям:

1. Формирование и развитие зрительно-пространственного праксиса и гнозиса, включающие в себя как пропедевтический период, так и собственно период ознакомления с цифрами и цифровым рядом.

2. Развитие зрительно-предметного гнозиса.

3. Развитие функций планирования и контроля в совокупности с со вершенствованием динамической (серийной) организации движений.

4. Совершенствование процессов переработки слухоречевой информации.

Рассмотрим приемы работы, ис пользуемые для полноценного формирования и развития пространственного гнозиса и праксиса.

Восприятие пространственных отношений является одной из самых комплексных по своему составу форм восприятия. Оно основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира, которая генетически является наиболее поздней.

На первых этапах практической деятельности ребенка в состав пространственной ориентировки входит совместная работа зрительного, кинестетического и вестибулярного анализаторов.

Пространственная ориентировка связана с выделением в пространстве левого и правого, сзади и спереди, все вместе это связано и с речью. Наибольшие проблемы, таким образом, возникают при недораз витии совместной работы этих анализаторов.

Именно пространственное восприятие является ведущим при формировании понятия числа и цифры. Долгое время счетные операции и понятие числа носят наглядно-действенный характер, а при пересчете элементов дол го еще предполагают их размещение в зрительно-пространственном поле. Лишь постепенно, в процессе обучения, эти развернутые внешние операции с предметами, числами и цифрами и их размещение в пространстве сверты ваются, замещаются отвлеченным математическим мышлением. Однако, и на этих стадиях формирования числа, представлений о цифрах и счетных опе рациях продолжают сохраняться пространственные компоненты.

Таким образом, всё указывает на связь числа, цифры с пространственным восприятием, высшими формами анализа и синтеза.

Как в пропедевтическом, так и в периоде ознакомления с цифрами, в процессе развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса решаются следующим задачи:

1. Формирование конструктивной деятельности с использованием плоскостных геометрических форм.

2. Активизация мелкой моторики руки, развитие зрительно-моторной координации.

3. Выделение форм с заданными свойствами.

4. Узнавание и воспроизведение целого по фрагменту, различение форм, выполненных по способу наложения.

5. Выделение заданных объектов в предметных и сюжетных изображениях.

6. Первичное знакомство и закрепление представления о графическом образе цифры.

7. Обучение выделению элементов цифр, их количества, пространственного расположения.

8. Активизация целенаправленного внимания, его избирательности и переключаемости, увеличения его объема и повышения его устойчиво сти.

9. Дифференциация различных и оптически сходных цифр.

10. Формирование контролирующей функции внимания.

В процессе развития зрительно-пространственного гнозиса и праксиса в пропедевтический период ознакомления с цифрами и цифровым рядом мы используем следующие приемы работы.

1. Выкладывание серий полукругов и линий по подражанию, образцу и словесной инструкции.

2. Срисовывание серий полукругов и линий. Усложнение идет по линии увеличения количества фигур.

3. Рисование серий линий кругов и полукругов по памяти.

4. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников, квадратов, овалов и т.п.

5. Выкладывание из спичек (счетных палочек) симметричных изображений в правом и левом положениях.

6. Дорисовывание симметричных изображений в правом и левом положениях.

7. Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, а второе - его зеркальное от ражение.

8. Конструирование вышеобозначенных фигур из спичек, счетных палочек, геометрических фигур по образцу и по памяти.

В основной период ознакомления с цифрами и цифровым рядом мы используем следующие приемы работы, направленные на развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

1. Обведение цифр по трафарету, по контуру, по опорным точкам.

2. Рисование цифр в заданном пространстве листа (в системе пространственных координат):

- в верхней части листа,

- в нижней части листа,

- на правой половине листа,

- на левой половине листа,

- в правой верхней части листа,

- в правой нижней части листа,

- в левой верхней части листа,

- в левой нижней части листа.

3. Наложение счетных палочек и спичек на образец цифры (образец с четко обозначенными палочками, затем - образец «сплошной»).

4. Выкладывание цифр из кругов, треугольников, квадратов.

5. Дорисовывание недостающих деталей.

6. «Реконструкция цифр».

7. Не ломая цифру, а лишь меняя местоположение деталей, их количество, превратить ее в другие цифры.

7. Конструирование цифры из частей из набора «Цифровой конструктор» по расчлененному образцу, по силуэту, по представлению.

8. Нахождение правильного написания цифры из двух вариантов. Нахождение правильно изображенной цифры среди правильно и зеркально написанных, закрашивание её.

10. Узнавание цифры в различных вариантах написания.

11. Узнавание, нахождение цифр в наложении по образцу и слову-наименованию (разного цвета, одного цвета, силуэтов цифр, цифр разных шрифтов, разного количества цифр (от 2 до 5 - 6), цифр различных наименований.

12. Узнавание и нахождение цифр в «зашумлении» (по образцу и сло ву- наименованию).

13. Нахождение и закрашивание цифры в ряду схожих с ней цифр и букв.

14. Дорисовывание незаконченных силуэтов цифр.

15. Уточнение зрительных образов цифр. Цифра соотносится с каким-либо сходным по форме предметом:

Цифра 1 - спица, крючок, удочка;

Цифра 2 - лебедь, гусь;

Цифра 3 - птичка в небе, 2 крючка, край облака и т.п.

16. Заучивание стихотворений о цифрах.

17. Нахождение изображений цифр в сюжетных картинках и их обведение.

18. Цифры, разрезанные на 2; 4; 6; 8 частей; осколочные цифры.

19. Узнавание цифры и ряда цифр по фрагменту изображения (правой или левой; нижней или верхней половинам).

В целом же, очевидно, что развитие и коррекция зрительно-пространственного гнозиса и праксиса теснейшим образом связаны с процессом ознакомления дошкольников с ЗПР с цифра ми и должны проводиться параллельно, корректируя высшие психические функции детей.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Санкт-Петербург, 1997.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Изд-во Моск. ун-та. М., 1973. 374 с.

3. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Опыт словаря-справочника / Урал. гос. пед. ун-т; авторы-составители Нигаев А.Н., Алексеев О.Л., Шиврина Е.В.- Екатеринбург, 1997.

4. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Работа с числовым рядом в восстановительном и коррекционном обучении // Дефектология. 1994. № 6. С. 58-61.

5. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. - Екатеринбург, 1996.

6. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организаци онно-педагогические аспекты. - М., 1999.
2023