Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf
Плохое состояние экологии – это проблема, которая может коснуться каждого. Такие далекие неприятности, как истончение озонового слоя, загрязнение атмосферы или таяние ледников, не могут дать понять человеку, что он совершает ошибку. Но вспышки эпидемий, неблагоприятные климатические условия, грязная вода и пресные сельскохозяйственные угодья, не дающие хорошего урожая, смог – это все прямые результаты наших рук.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования, студенты, обучающиеся по специальности 21.02.04 Землеустройство, на протяжении всего срока обучения изучают мероприятия, связанные с охраной почв.
Одна из профессиональных компетенций, которой должен обладать техник — землеустроитель - это осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды.
В результате изучения профессионального модуля "Осуществление контроля использования и охраны земельных ресурсов и окружающей среды" обучающийся должен:
иметь практический опыт:
проведения проверок и обследований земель в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации;
проведения количественного и качественного учета земель, участия в инвентаризации и мониторинге земель;
осуществления контроля за использованием и охраной земельных ресурсов;
разработки природоохранных мероприятий и контроля их выполнения;
уметь:
оценивать состояние земель;
проводить проверки и обследования по выявлению нарушений в использовании и охране земель, состояния окружающей среды, составлять акты;
планировать и контролировать выполнение мероприятий по улучшению земель, охране почв, предотвращению процессов, ухудшающих их качественное состояние;
осуществлять меры по защите земель от природных явлений, деградации, загрязнения;
осуществлять контроль выполнения природоохранных требований при отводе земель под различные виды хозяйственной деятельности.
Для выполнения поставленных целей студенты выполняют исследовательские проекты, в которых находят пути решениях экологических проблем.
Исследовательский проект на тему: «Парниковый эффект – глобальная экологическая проблема».
Цели исследования:
познакомиться с проблемой парникового эффекта как с глобальной экологической проблемой;
выявить причины и последствия усиления парникового эффекта;
выявить пути решения проблемы парникового эффекта;
создать экспериментальную модель парникового эффекта и изучить его сущность;
проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты.
Объект исследования: экспериментальная модель парникового эффекта.
Предмет исследования: проблема парникового эффекта.
Гипотеза: температура в сосуде будет повышаться в зависимости от количества поступающего тепла за определенный промежуток времени; при одинаковых условиях температура в сосуде с темным грунтом будет повышаться быстрее, чем в сосуде со светлым грунтом; температура в сосуде, накрытым крышкой, будет повышаться значительно быстрее, чем в сосуде без крышки.
По итогам практической части работы можно утверждать, что парниковый эффект на нашей планете все же существует.
Основная цель природоохранных мероприятий в землеустройстве - сохранность плодородия почв, а также избежание их истощения и уничтожения.
Почва систематически подвергается эксплуатации и загрязняется. Несовершенство сельскохозяйственного производства является главной причиной сокращения площади плодородных почв.
При неправильной распашке почвы подвергаются водной и ветровой эрозии. Происходит образование оврагов.
Эрозия почвы в XX столетии стала всемирным злом. Подсчитано, что в результате водной и ветровой эрозии в этот период на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель.
Борьба с эрозией почв проводится на основе комплекса землеустроительных, агротехнических, лесомелиоративных мер.
Исследовательский проект на тему: "Рекультивация нарушенных земель".
Цель работы: разработать проект рекультивации нарушенных земель в процессе строительно-монтажных работ.
Объект исследования: земельные участки.
Предмет исследования: работы, направленные на восстановление нарушенных земель.
Гипотеза: проведение рекультивации нарушенных земель способствует предотвращению процесса деградации земель и улучшению состояния окружающей природной среды в целом.
Задачи исследования:
определить основания для разработки проекта рекультивации;
дать характеристику объекта работ;
определить воздействие объекта на территорию и условия землепользования;
исследовать работы по рекультивации земель;
определить стоимость и объемы биологической рекультивации.
В ходе осуществления проекта цель достигнута. Проведение работ по рекультивации нарушенных земельных участков предотвратили процесс деградации земель и, в целом, улучшили состояние окружающей природной среды. Материалы для выполнения данного проекта были получены во время прохождения производственной практики.
В заключение хотелось бы отметить, что наша задача не только научить студентов осуществлять защитные мероприятия, но и самим изменить своё потребительское отношение к почве, которая является источником жизни и питания человека. Нужно помнить, что только бережное отношение к земле и грамотная эксплуатация этого бесценного природного богатства помогут сохранить нашу планету и человечество для будущих поколений.
Библиографический список
1. Консультант Плюс. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.04 Землеустройство: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165554/cdfd5b90902330d71197479bba1580671da05e9d/2. ГОСТ 17.5.3.04-83. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель
3. ГОСТ 17.5.1.01-83. Рекультивация земель. Термины и определения
4. ГОСТ 17.5.1.02-85. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации
5. ГОСТ 17.5.3.06-85. Охрана природы. Земли. Требования к определению норм снятия плодородного слоя почвы при производстве земляных работ
6. Чибрик Т.С. Основы биологической рекультивации: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 172 с.