НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Попова С.А. Использование средств LEGO-конструирования в работе с детьми-логопатами

Библиографическое описание:

Попова С.А. Использование средств LEGO-конструирования в работе с детьми-логопатами // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf

В современном дошкольном образовании вопросы речевого развития детей являются одними из наиболее актуальных. Перед педагогами остро встаёт вопрос отбора дидактических материалов, которые заинтересуют детей, мотивируют на речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, вызовут у дошкольников положительный эмоциональный отклик. Особенно актуально использование привлекательных, современных средств в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Одним из таких средств является конструктор лего.

Использование средств лего-конструирования стимулирует развитие мелкой моторики, а поскольку, как указывал Л.С. Выготский, руки являются органом речи так же, как и артикуляционный аппарат, лего оказывает стимулирующее влияние и на речевое развитие. Развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет — слово». Лего-конструирование помогает достичь дошкольнику необходимого уровня развития восприятия, пространственных представлений, планирующей функции речи (Т.С. Мыльникова, Л.С. Цветкова, Н.В. Быкова, Е.В. Фешина).

В ДОУ активно используются средства лего-конструирования в коррекционно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста с целью их адаптации для применения в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. При этом ставятся следующие задачи:

- создавать положительный настрой между педагогом и детьми для более эффективного взаимодействия в коррекционном процессе;

- знакомить детей с конструктором лего и возможностями конструирования;

- планомерно вводить средства лего-конструирования в коррекционную работу по развитию речи;

- развивать мелкую моторику рук, стимулируя общее речевое развитие и интеллектуальные способности;

- развивать ориентировку в пространстве и на плоскости.

Игры с использованием средств лего-конструирования хорошо зарекомендовали себя в практике коррекционно-образовательной деятельности и могут быть рекомендованы педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи (см. Приложение). Использование средств лего-конструирования в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда способствует:

- развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка у воспитанников;

- автоматизации и дифференциации звуков в ходе игровой деятельности;

- формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- формированию графического образа букв;

- формированию пространственной ориентации;

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев рук и кистей.

Практика доказывает, что чем разнообразнее будут приемы логопедического воздействия на детей, тем более успешным будет формирование речи как средства общения и культуры.

Приложение

Игра «Ворота»

Цель: развитие мелкой моторики, формирование умения конструировать по образцу, выработка длительной воздушной струи.

Перед ребенком выложена плата, набор кирпичиков лего, образец сборки ворот, трубочка для коктейля, мини-машинка или мячик. Задача ребенка собрать ворота, в которые он будет задувать мяч и закатывать мини-машинку, по образцу.

Игра «Лабиринт»

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения конструировать по образцу, выработка длительной воздушной струи.

Каждому ребенку выдаётся плата, набор кирпичиков лего, образец сборки лабиринта, трубочка и листок бумаги. Задача детей сконструировать лабиринт по образцу, затем скомкать бумагу так, чтобы получился шар. Далее детям предлагают поиграть в лабиринт (докатить шарик до выхода из лабиринта, делая выдох через трубочку).

Игра «Забор»

Цель: упражнять детей в длительном и кратком произнесении гласных звуков.

Детям выдаются мини-платы и кирпичики разной длины. Сначала перед детьми стоит задача выстроить из кирпичиков заборчик, который будет состоять из дощечек разной длины. Ориентируясь на построенный забор, дети произносят заданный гласный звук. Чем длиннее элемент, тем протяжнее нужно произнести гласный звук, на короткий элемент звук произносится кратко.

Игра «Продолжи узор»

Цель: автоматизация заданного звука.

Детям выдаются мини-платы, набор кирпичиков, схемы элемента узора, предъявляется образец элемента узора и далее предлагается повторить узор в ритмической последовательности. После выкладывания узора логопед предлагает алгоритм действия, например, красный элемент — слог «РА», зелёный элемент — слог «РУ», жёлтый элемент — слог «РО». Задача детей, указывая пальцем на элементы ряда, называть слог в соответствии с его цветом.

Игра «Червячок»

Цель: закреплять умение выделять на слух заданный звук, определять его твёрдость или мягкость, упражнять в дифференциации звуков по твердости — мягкости.

Детям выдаются мини-платы и кубики зелёного и синего цветов. Педагог называет детям пару звуков, которые нужно услышать в словах. Если дети услышат твёрдый согласный звук, то они присоединяют к плате кирпичик синего цвета, если мягкий согласный звук, то зелёного. После выполнения задания дети по очереди ведя пальцем по «червячку» называют звук, который соответствует цвету кирпичика.

Игра «Твёрдый — мягкий»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.

Перед детьми лежат карточки с изображением предметов на дифференцируемые звуки (например, П, Пь), набор кирпичиков зелёного, синего цветов. Задача детей — определить, какой звук спрятался в названиях предметов, твёрдый или мягкий, и закрыть картинку кирпичиком нужного цвета (твёрдый звук — синий цвет, мягкий — зелёный цвет).

Игра «Минное поле»

Цель: закрепление умения дифференцировать звуки по твёрдости — мягкости.

Перед детьми мини-плата, набор кирпичиков зелёного и синего цветов. Задача детей — выложить произвольно кирпичики на плате, «пройти» по полю, называя слова в соответствии с цветом кирпичиков, например, на кирпичике синего цвета — слова с твёрдым звуком «С», а на кирпичике зелёного — с мягким звуком «Сь».

Игра «Составь схему слова»

Цель: развивать навыки звукового анализа слова.

Детям выдаются мини-платы, кирпичики красного, синего, зелёного цветов, картинка. Перед каждым ребёнком выкладывается картинка. Задача детей — составить на платах звуковую схему названия картинки. После выполнения проводится полный звуковой анализ слова.

Игра «Угадай слово»

Цель: развивать навыки звукового анализа и синтеза, упражнять в подборе слов к заданной звуковой схеме.

Логопед предлагает детям выложить на мини-платах схемы из кирпичиков определённого цвета (синий, красный, зелёный) по словесной инструкции. Затем логопед предъявляет детям несколько картинок. Задача детей — соотнести выложенные ими схемы слов с определённой картинкой. Игра «Подбери слово»

Цель: упражнять детей в подборе слов к заданной звуковой схеме.

Перед детьми лежат платы с заранее выложенными звуковыми схемами слов из кирпичиков. Задача детей подобрать слова, которые могут соответствовать заданным схемам.

Игра «Башня»

Цель: упражнять детей в умении определять количество слогов в слове.

Перед детьми на столах лежат мини-платы, кубики одинакового размера, по три картинки с разным количеством слогов в названиях. Задача детей — определить количество слогов в каждом слове и построить около каждой картинки башню, количество кирпичиков в башне соответствует количеству слогов в названии каждой картинки. Другой вариант проведения игры: Представить детям уже готовые башни и попросить их соотнести картинку с башней, количество кирпичиков в которой соответствует количеству слогов в названии картинки.

Игра «Конструирование букв по схеме»

Цель: формирование графического образа буквы.

Каждому ребёнку выдаётся мини-плата, набор кирпичиков, схема буквы. Задача детей — построить заданную букву по схеме. Другой вариант проведения игры — дети самостоятельно должны сконструировать образ буквы без предъявления образца.

Игра «Строитель»

Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, формирование графического образа буквы.

Ребёнку выдаётся плата и набор кирпичиков. Логопед сообщает ребёнку, что они сейчас будут строить определённую букву на плоскости, например, букву М. Чтобы построить букву, необходимо внимательно слушать слова, которые произносит педагог. Если в слове будет звук, который обозначает эта буква, то можно прикрепить один элемент к плате. В конце выполнения задания на плате должна быть построена заданная буква.

Игра «Прятки»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости, упражнять в понимании предлогов.

Вариант 1. Перед детьми выложены платы, поделённые на четыре части и набор кирпичиков четырёх разных цветов.

Логопед предлагает поместить кирпичик красного цвета в левый верхний квадрат. Кирпичик зелёного цвета в правый нижний и т.д. Задача детей — выполнять инструкцию без ошибок.

Вариант 2. Предложить детям построить четыре башни разных цветов (красная, синяя, зелёная, жёлтая). Разместить башни в квадратах по инструкции: красную башню в левый верхний квадрат, жёлтую башню в правый нижний квадрат и т.д. Затем детям предлагается взять чёрной кирпичик и по инструкции педагога располагать его относительно нужной башни. Пример инструкции: «Поместите чёрный кирпичик за башню, которая стоит в правом нижнем квадрате».

Игра «Лесенка»

Цель: развивать умение составлять предложения с заданным количеством слов.

Перед детьми лежат платы с заранее выложенными схемами предложений, которые состоят из 2–6 слов. Детям предлагается сюжетная картинка. Задача детей — придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству кирпичиков в схеме.

Игра «Звери»

Цель: закрепить названия частей тела животных, упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Перед детьми набор лего-деталей, схема сборки любого животного. Задача детей — построить животное по схеме и назвать его части. Далее проводится словесное упражнение «Чей? Чья? Чьи?».

Игра «Создаём историю»

Цель: развивать умение конструировать декорации к знакомой сказке, упражнять в пересказе сюжета.

Перед детьми платы и наборы лего «Построй свою историю». Логопед рассказывает сказку. Задача детей — из конструктора построить декорации к сказке. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Игра «Художник»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости.

Перед детьми лежат платы с изображением плоскостных моделей бабочек с одним крылом и набор необходимых для конструирования кирпичиков. Задача детей — достроить своим бабочкам второе крыло, которое будет полностью соответствовать первому.

Игра «Многозадачность»

Цель:развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику рук, умения конструировать по образцу.

Детям выдаётся плата, поделённая на две одинаковые части, схема плоскостного рисунка, два одинаковых набора кирпичиков. Задача детей — составлять заданную схему одновременно обеими руками на плате.

Литература

1. Быкова Н.В. Использование Лего-технологий для активизации речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста / Н.В. Быкова // Филологическое образование в период детства. — 2015.

2. Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 2016.

3. Мыльникова Т.С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Концепт. — 2016.

4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. – М.: Сфера, 2012.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность / Л.С. Цветкова. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
2023