НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Старкова Е.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Развитие органов чувств у детей до 3-х лет идет очень интенсивно. И главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении. Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
● является основой для интеллектуально развития;
● упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
● развивает наблюдательность;
● готовит к реальной жизни;
● позитивно влияет на эстетическое чувство;
● является основой для развития воображения;
● развивает внимание;
● дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
● влияет на расширение словарного запаса ребенка;
● влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Какие игрушки и материалы необходимы для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста?
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали:
● игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
● большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую;
● различные движущиеся игрушки;
● игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д.;
● игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
● самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы (это могут быть: - банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, фантиками, песком, скрепками, пуговицами и т. д. - шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т. п. - погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т. п.);
● конструкторы и мозаика;
● разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.;
● игрушки контрастных размеров, различной формы (круглые, кубические, емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить-достать, насыпать-высыпать и т. д.;
● книги с большими предметными картинками;
● качели, прыгунки, мягкие модули.
«Что такое сенсорные эталоны? Чему же и как учить ребенка?»
Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого и существуют сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны представляют собой общепринятые образцы внешних свойств того или иного предмета. Мы, взрослые, владеем им, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими, с той же легкостью, лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны — это:
● эталоны цвета — семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;
● эталоны формы — геометрические фигуры;
● эталоны величины — метрическая система мер;
● слуховые эталоны — это звуко-высотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка;
● эталоны вкуса делим на сладкий, соленый, горький и кислый;
● эталоны запаха делим на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Для того чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Рекомендации для педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже у грудного младенца можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга). В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Урунтаева Г. А. выделяет три периода сенсомоторного развития:
● в младенчестве - высшие анализаторы – зрение, слух – опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе. Особенности сенсорного развития в младенческом возрасте: складывается рассматривание предметов; формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения; устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым;
● в раннем детстве - восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными. Особенности сенсорного развития в раннем детстве: складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, а позднее – зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов; освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности;
● в дошкольном возрасте - это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом;
● к старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте: зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие приобретает осмысленность. Таким образом, начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основных функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии. Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время учат глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Изучение предмета:
● Прикосновение - позволяет убедиться в наличии предмета, его температуры, влажности и т. д.
● Постукивание - дает возможность получить информацию о свойствах материала.
● Взятие в руки - помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
● Надавливание - дает возможность определить мягкий или твердый, из какого материала сделан.
● Мелкие и сыпучие предметы - учат ребенка ощупывать прикосновениями ладони или двумя пальцами.
● Ощупывание, поглаживание - дает возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения пальцев с высокой точностью распознают не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала (например: бумага газетная, пергаментная, промокательная).
Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести. Для развития моторики и графических навыков можно рекомендовать использовать дома игры, которые не требуют каких-то специальных игрушек и пособий. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Библиографический список

1. Вераксы Н.Е. Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М: Просвещение, 1978. – 95с.
4. Масан Е. Сказка про фигуры. // Журнал «Обруч» - 2010. - №3.
5. Фопель К. Под аккомпанемент газеты. // Журнал «Обруч» - 2010. - №3.
2019