Координация — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение.
В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешение всех инерционных движений без применения особых импульсов для их коррекции.
При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется, прежде всего, за счет активной статической фиксации этих органов, затем — за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений, направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте.
Точность выполнения движений необходима и при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности.
Именно координационные способности существенно влияют на формирование умственной сферы ребенка, поскольку имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.
Координационные способности не являются врожденным свойством, которое невозможно изменить в течение жизни. Координация движений поддается коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения ее уровня.
В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Для развития координационных способностей я изготовила для своих воспитанников два многофункциональных панно «Жили, были ручки» и «Жили, были ножки» основная задача которых, развитие координации движения рук и ног.
Панно «Жили, были ручки» и «Жили, были ножки» вырезаны из большого листа картона и обклеены самоклеящейся бумагой. Панно «Жили, были ручки» вырезано в виде домика, на который наклеены пары отпечаток ладошек (всего на панно шесть пар ладошек разного цвета). Панно «Жили, были ножки» вырезано в виде полянки, на которой наклеены отпечатки ступней разного цвета, расположены они парами, между отпечатками ступней наклеено пять ромашек разного цвета.
Игру мы начали с того, что ребята рассмотрели панно, обратили внимание на формы их деталей и цвет, прикладывали ладошки (ножки) к отпечаткам, правую на правую, левую на левую. Далее я усложнила игру, давая указания прикладывать ручки (ножки) к отпечаткам определённого цвета. На следующем этапе правую ладошку (ножку) нужно было прикладывать к одному цвету отпечатков, а левую к другому. Основная цель игры выполнять задания правильно и быстро.
Многофункциональность панно заключается в том, что помимо развития координации движения рук (ног), закрепляются умения находить левую и правую сторону, ориентироваться в пространстве, закрепляются знания основных цветов и геометрических фигур (крыша – треугольник, дом - квадрат, труба на крыше - прямоугольники, окно на крыше - круг).На панно «Жили - были ножки» наклеено 5 цветочков с пятью лепестками, что позволяет закрепить навыки счета в пределах пяти.
Библиографический список
1.Сапин, М.Н. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма (Текст)/ М.П. Сапин, В.И.Сивоглазов- М: «Академия», 2002.
2.Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П.. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М.: Просвещение, 1990г.