НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Геккель А.А., Соколова Л.В., Ерофеева Н.А. Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


Согласно требованиям, Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, существует часть обязательной образовательной программы, которая в свою очередь направлена на решение задачи по развитию восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
В этой связи, в нашем детском саду, мы реализуем эту задачу согласно Программе развития эмоциональной отзывчивости на музыкально-художественные произведения у старших дошкольников, которая, в свою очередь базируется на принципах интегративности, природосообразности и личностно-ориентированного обучения.
Внедрение Программы способствует решению следующих задач:
-развитие эмоционально-двигательных реакций в процессе восприятия музыкальных произведений;
-развитие способности определять характер, настроение музыкального произведения, формирование словаря эмоций «тезауруса»;
-развитие способов творческого самовыражения разными способами художественно-творческой деятельности;
-развития способности воплощать переживание возникшего в результате слушания произведения в собственном творческом продукте;
-развитие способности определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения.
Театрализация песни или музыкально-хореографическая композиция по мотивам песни – это один из новых видов театрализованного представления. Однако, историки искусства утверждают, что театрализация – как жанр искусства – зародилась еще в 16 веке в Италии. В то время она возникла в форме «театра масок» и суть ее заключалась в том, что исполнитель песни по ходу ее исполнения надевал разные маски и изображал разные действия. Позже театрализация песни претерпела некоторые изменения и возродилась уже в начале 20 века во Франции преимущественно в жанре шансон (в этом случае исполнитель как бы принимал на себя роль героя песни и исполнял ее от первого лица). В современном театральном искусстве и форма, и содержание театрализации песни изменились. Итак, что же такое театрализация песни и как организовать работу в этом жанре искусства?
К сожалению, несмотря на возрастающую роль театрализации, теория ее разработана недостаточно. По существу, сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее места во многих сферах культурно–просветительной работы, границ возможностей и принципов использования. Сам термин «театрализация» – новый для нашего общества, культуры, искусства, редко используется в контексте, так как для обозначения принадлежности того или иного феномена в культуре к театру применяется похожее по звучанию, но не тождественное по смыслу понятие - театральность.
Для того, чтобы точнее разобраться в различии значений терминов «театральность» и «театрализация» обратимся к лингвистическому анализу этих понятий. Итак, «театральность» обозначает свойства уже имеющиеся у того или иного предмета, и именно благодаря этим свойствам предмет можно отнести к театру (например, театральные декорации). «Театрализация» или музыкально-художественная композиция же характеризует собой процесс, во время которого тот или иной предмет, напрямую не связанный с искусством театра, приобретает свойства театральности.
Таким образом, театрализация песни, в таком случае становится тем самым процессом, что органически сочетает литературно-художественные и музыкальные элементы, превращает простое исполнительство в трехминутный спектакль. В таком случае театрализацию песни, как жанра, не имеющего отношения к театру, можно определить, как процесс, в котором исполнители, с помощью определенных средств выразительности (мимика, поза, движение) обыгрывают сюжеты, предложенные авторами песни. Особенностью данного вида театрального искусства является то, что на представление публике в этом жанре отводится не часы, как в истинно театральных постановках, а всего лишь три-четыре минуты (средняя продолжительность песни). И режиссеру, необходимо захватить зрительский интерес за максимально короткий срок и вызвать у зрителя такие же чувства, как и на традиционном театральном представлении. Иными словами - песня "ставится", как театральный мини-спектакль. Однако, когда речь идет о театрализации существует один распространенный стереотип. Чаще всего руководитель отталкивается от смыслового содержания песни и старается выстроить действие персонажей в соответствии с текстом песни. Выбираются действующие лица и сопровождают действиями пение исполнителей. В этом случае театрализация песни превращается в драматизацию песни, которой как раз присуще синхронное сопровождение текста соответствующими действиями. Таким образом, она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя по существу лишь более сложную ее разновидность (своего рода живая картинка, аналог видеоряда на проекторе).
Театрализация песни ставит перед собой иную задачу - отразить содержание песни и усилить её воздействие на слушателей-зрителей средствами театрального искусства. Иными словами, театрализация или постановка музыкально-хореографической композиции по мотивам песни – это визуальное подкрепление содержания песни с целью усиления её эмоционального воздействия на зрителя. При этом не обязательно должна сохраняться присущая песне последовательность сценических действий, главное, чтобы разворачивающееся на сцене действие в целом совпадало со смысловым содержанием песни, текстом.
Разумеется, мало только видеть особенность театрализации. Нужно уметь и организовывать её. Как это происходит?
Прежде всего, необходимо отобрать музыкальное произведение для театрализации. Главным критерием отбора здесь должна выступить эмоциональная наполняемость песни, она должна вызывать у слушателя яркие, эмоциональные впечатления, «трогать за душу».
Как для любого театрального представления для театрализации песни необходимо разработать сценарий. При этом – напомним - сценарием не должен являться переписанный текст песни. Мы применили следующий способ разработки сценария.
1.       Послушать внимательно песню.
2.       Затем записать на листе бумаги то, что вы услышали, вдуматься: о чем эта песня.
3.       Разобрать каждый предмет (персонаж) песни: какую характерную нагрузку несет, как выглядит, как движется, как взаимодействует с другими предметами (персонажами).
4.       «Нарисовать песню», опираясь на эмоциональные впечатления и образность.
5.       На основе полученного текста и нужно будет строить сценарий. При этом очень важно четко прописывать все мезансцены, поскольку речевого сопровождения данная форма не предполагает.
Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Средствами выразительности, как и в традиционном театральном представлении, будут: движение (пластика), поза (статика), мимика, жест. Грамотное оформление декораций и сцены, подбор костюмов подчеркнет игру актеров и будет способствовать эмоциональному восприятию произведения. Т.е. песня должна быть фоном мини-спектакля, но при этом должна отражать суть происходящего на сцене. Режиссер при этом может представить песню в своем видении и понимании.
Каждый год в нашем детском саду проходит «Театральная неделя», в которой принимают участие воспитанники, педагоги и родители, на которой каждая группа представляет свой проект. С наиболее удавшимися постановками мы принимаем участие в конкурсах. Так, например, в подготовительной и старшей общеобразовательных группах: по мотивам песни «Ах, ты, Русь моя» в исполнении Таисии Повалий и «В горнице моей светло», которые были представлены и получили признания на конкурсах «Виват Победа!», «Пасхальный перезвон» (лауреаты конкурса).
Над постановкой музыкально-хореографической композиции мы работали в течении трёх месяцев. Работа с детьми просматривалась во всех видах деятельности:
познавательно-исследовательской (знакомство с обычаями, традициями, культурой и бытом русского народа; формирование представления о берёзе, как символе России, нашей Родины с давних времён; формирование представлений нравственных качеств: добре и зле, силе духа русского народа, сплочённости, любви к родине);
коммуникативной и восприятии художественной литературы (чтение и обсуждение былин «Сказания о богатырях земли русской», стихотворений о Руси, о Родине, русской берёзе); просмотр мультфильмов о богатырях и древней Руси);
продуктивной деятельности (художественные и лепные работы по тематике, изготовление атрибутов и декораций к композиции)
музыкально-художественной (знакомство с музыкальным произведением, распределение ролей, обыгрывание сюжетов с каждым из персонажей, постановка всей композиции).
Также, активное участие в групповых театральных проектах принимают родители воспитанников. Они готовят и шьют костюмы, приобретают необходимые атрибуты к персонажам, оформляют декорации и сопровождают участников на конкурсы. Необходимо отметить, что хорошая организация, слаженная работа над постановкой, положительный эмоциональный настрой и интерес даёт положительный результат всей работы.
2019