Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу. В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому (волонтерскому) труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста. Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. С недавних пор в Российской Федерации 5 декабря объявлен как праздник, дата эта выбрана не случайно. С самого начала праздник был подписан резолюцией ассамблеей ООН, которая делает этот день и сам праздник Международным. В России он носит название – День добровольца или День волонтерства. Данный праздник был описан в указе президента Российской Федерации – Владимира Путина, а именно в указе РФ № 572 от 27 ноября 2017 года «О Дне добровольца (волонтера)». В последнее время волонтерство и добровольчество стало довольно популярным в нашей стране. Волонтеры помогают искать пропавших людей, предоставляют свою помощь людям, пострадавшим во время военных действий, а также участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Власти Российской Федерации уверены, что популяризация волонтерского движения покажет гражданам, что бескорыстная помощь людям - это довольно престижно и не зазорно. Чтобы люди перестали бояться и стыдиться данной работы. Начинать знакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо с младшего возраста, ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед людьми и окружающим миром. Желание помогать людям и доброжелательно воспринимать работу подобного рода нужно воспитывать личным примером значимых взрослых и привлечением ребенка к непосредственной помощи ближнему. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни. Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. И.А. Княжева в своей диссертации «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста» рассматривает милосердие как умение пожалеть несправедливо обиженного, слабого, маленького, больного, независимо от их внешней привлекательности; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для ребенка. Исследованием и изучением здоровья дошкольников занимался В.А. Сухомлинский. Он писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: · ответственности; · милосердия; · самостоятельности; · умение общаться с разными социальными группами людей; · толерантности; · личностный позитивизм. Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужит стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей. Волонтерство в детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые люди, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду. Волонтерская деятельность это: · посадка цветов, кустов и деревьев; · помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие; · благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц; · помощь животным; · просветительские беседы; · благотворительные концерты и театральные выступления; · экологические марши, уборка мусора и загрязнений; · пропаганда здорового образа жизни и др. Поэтому такие программы широко распространяются в дошкольных общеобразовательных учебных заведениях, в среднеобразовательных организациях, а также в университетах и институтах. Главной задачей ведения мероприятий в дошкольном учреждении является его широкое развитие, которое поможет воспитывать личностей с активной жизненной позицией и огромными творческими способностями. Волонтерство позволяет дошкольникам взаимодействовать с окружающими людьми, при этом решать возникающие вопросы без конфликтов и ссор. А также, после организации подобных мероприятий воспитанники детского сада могут самостоятельно совершенствоваться в своем развитии. К основным задачам организации волонтерства в детском саду входит: Формирование желание у дошкольников в доставлении радости, как малышам, так и людям старшего поколения, а также детям своего возраста; Объяснение детям и формирование понятия о доброте, заботе, рассказать зачем, и как ее проявлять; Формирование желание в совершении нравственных поступках. Объяснить детям, как важно и нужно помогать другим людям, оказывать помощь более слабым; Повышение социальной активности в детском саду. А также в создании условий для самостоятельной реализации детей как духовно-нравственных личностей. Педагоги при организации волонтерской деятельности в первую очередь руководствуются ведущей идеей, которая состоит в том, чтобы правильно организовать волонтерское движение в дошкольном учреждении. Которое для детей будет иметь вид активного общения во время их нахождения в детском саду. Это будет способствовать их ранней социализации на позитивной основе, которая будет наглядно показана через активную деятельность. Во время проведения волонтерских мероприятий маленькие детки являются инициаторами, а также организаторами в развитии деятельности своего дошкольного учреждения, что повлечет за собой изменения в его ближайшем окружении. Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств устарших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности. Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Список литературы
1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. – С. 80-81. 2. Гришаева Н. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5. 3. Княжева И.А. Диссертация «Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста». 4. Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» »/ М., Просвещение, 1992. 5. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя). 6. Федеральный закон от 05.02.2018 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 289772/