Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Егорова И.С. Приём «кроссенс» на уроках русского языка и литературы

Библиографическое описание:
Егорова И.С. Приём «кроссенс» на уроках русского языка и литературы // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/70-1.pdf.

«Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать...».
Л.Н. Толстой

Что такое «кроссенс»? Это метод, приём, позволяющий сделать учебный процесс интересным для обучающихся, способствующий построению логического мышления ученика, самостоятельности, инициативности и развитию творческих способностей. Кроссенс и кроссворд – это не одно и тоже!

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов". Этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Первыми о кроссенсе узнали читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году.

Это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам в первую очередь, как нетрадиционная форма проверки знаний по предмету.

Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна. Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Задача - объяснить кроссенс, сотавив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определяем тематику, общую идею.

2. Выделяем 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.

3. Концентрируем смысл в одном элементе (в центре).

4. Выделяем отличительные черты каждого элемента.

5. Подбираем изображения, иллюстрирующие элементы.

6.Заменяем прямые образы символическими.

7. Строим ассоциативную связь между образами.

8. Кроссенс готов!

Примеры построения кроссенса:

Применение кроссенса

Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:

ü проверка домашнего задания (с помощью кроссенса можно рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);

ü формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);

ü раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты; последствия чего либо в образах и символах),

ü обобщение материала, закрепление (Кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

ü организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений); -

ü творческое домашнее задание (составление; кроссенса на заданную тему).

Кроссенс основывается на ассоциациях понятий, событий, явлений и процессов с образами. Этот прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммам и. Такой прием позволяет создать разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться от одного уровня к другому. Например, на первой ступени учащиеся определяют заданную Лему, на второй - решают кроссенс, находя ассоциации между соседними изображениями, на третьей ступени находят не только соседние ассоциации, но и перекрёстные, на червёртой - определяют объединяющую все образы ассоциацию, на пятой создают свой кроссенс.

Приложение.

Примеры кроссенса на уроках русского языка и литературы.

Кроссенс учителя: «Образ Петербурга в литературе XIX века»

/9 класс/ *Этап урока – Мотивация и определение темы

* Ответы:

1) А.С.Пушкин “Медный всадник”, художник Александр Бенуа

2) А.С.Пушкин “Евгений Онегин”, художник Юрий Игнатьев

3) А.С.Пушкин “Пиковая дама”, художник Андрей Николаев

4) Н.В.Гоголь “Невский проспект”, художник Илья Глазунов

5) Н.В.Гоголь “Шинель” 6) Ф.М.Достоевский “Преступление и наказание”

7) Ф.М.Достоевский “Белые ночи” 8) И.А.Гончаров “Обломов”

Тема: «Буквы О и Ё после шипящих в корнях имён существительных и прилагательных». Русский язык. 5 класс.

*Этап урока – проверка домашнего задания (подбор словоформ, орфографический диктант по изученному на прошлом уроке правилу)

Ответы: 1. Жёлтый; 2. Жёлудь; 3. Крыжовник; 4. Чёлка; 6. Жёрдочка; 7. Жёрнов; 8. Шёлк; 9. Шов.

Тема: «Рождественский рассказ». Литература. 6 класс.

/Обобщение и закрепление материала/

ОТВЕТЫ:

1.“Дары волхвов” /Рождество/, 2. “Тапёр” А.И. Куприн, 3. Празднуем Рождество сегодня /рождественская ель с подарками/, 4. Леонид Андреев, 5. Рассказ “Ангелочек”, 6. А.И. Куприн, 7. Гриша и Володя Мерцаловы “Чудесный доктор”, 8. Н.И. Пирогов “Чудесный доктор”.

Кроссенс ученика

Тема: «Фразеологизмы». 6 класс

/Творческое домашнее задание/

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

* Этап урока – Проверка домашнего задания

* Ответы:

1) Друзья не разлей вода; 2) Сесть в калошу; 3) Вставлять палки в колёса; 4) Крокодильи слёзы; 6) Тайна за семью печатями; 7) Сизифов труд; 8) Писать как курица лапой; 9) Заруби себе на носу!

Библиографический список

1. Федин С., Бусленко В. Кроссенс – игра для эрудитов. «Наука и жизнь», №12, 2002.

2. Осипова, А. И. Что такое кроссенс?: [мастер-класс], [сайт]. - URL: https://урок.рф/library/masterklass_chto_takoe_krossens_125335.html.

3. Никоарэ, М.И. Пересечение смыслов…или Творим с историей: [статья] // Учительская газета. – 2012. - 5 февраля.; [сайт] - URL: http://www.ug.ru/method_article/214.
2023