Цели: расширение представлений детей о христианских традициях и обычаях русского народа; Задачи: -продолжать работу по обогащению словаря: пасха, кулич, колокольня, балаган; -развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус; учить использовать средства выразительности в передаче образа: поза, жесты, мимика, интонация; -учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании и аппликации. Ход ООД: (Звучит колокольный звон). Воспитатель: -Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, гости дорогие! На дворе весна. Приближается праздник светлой Пасхи. Беседа по вопросам: -Что вы знаете об этом празднике? (Пасха –самый главный праздник для православных христиан, «царь дней», «праздник праздников»,праздник начала весны, пробуждения природы.) -Как готовились к Пасхе? (Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, одевали нарядную одежду, носили в церковь освещать яйца и пасхи). -Как отмечали Пасху? (Пасху всегда отмечали торжественно и весело. Пасха длится неделю, в течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой человек мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливали качели и карусели, разбивали балаганы. В праздничный день ходили в церковь всей семьей, потом шли в гости или принимали гостей. Люди пировали, веселились, радовались. При встрече говорили: «Христос воскрес!», другие отвечали: «Воистину воскрес!» и 3 раза целовались-христовались, обменивались красными яйцами. Красное яйцо-символ Пасхи. Освещенному яйцу приписывали магические свойства: спасение дома от пожара, избавление от болезней, сбережение урожая. Иногда дарили яйца, изготовленные из фарфора, цветного стекла, хрусталя, дерева, кости. Такие яйца делали мастера и ювелиры. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. С яйцами играли в «Биточки», «Катание яиц». Праздничный стол был уставлен всякими кушаньями, каждый, кто приходил в дом, должен был быть накормлен и напоен.) Воспитатель: - Для того, чтобы яйца на праздничном столе выглядели нарядно, за неделю до Пасхи в красивую посуду насыпали землю. Сеяли овсяные зерна и поливали их каждый день. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежными зелеными всходами, и уложенные на нее крашеные яйца очень замечательно смотрелись. Яиц надо было заготовить много: для подарков родным и друзьям. -Вы бы хотели сегодня сделать пасхальный подарок своим близким людям? -Я помогу вам. (выношу поднос с накрытыми коробочками) (интригующее начало). -Как вы думаете, что может лежать под салфеткой? (ответы детей) - У меня есть коробочки, которые мы можем украсить, и, положив в них красивое яйцо, подарить дорогим людям. -Кто из вас знает, как можно покрасить яйца к празднику? -Существует легенда о разноцветном пасхальном зайчике, который помогает раскрашивать куличи и яйца. Каждый год в канун Пасхи он запрыгивает в дома, где живут дети, и трясет над куличами и яйцами своими ушками, с которых сыпется разноцветная пыльца. -Давайте послушаем ее. (Организация детей.)
Драматизация сказки:
(Звуки леса: пение птиц, капель). Воспитатель: -Давно в лесу жила дружная семья зайцев. (Зайчиха хлопочет на кухне, зайчата играют с куклой и в кубики). Однажды, когда апрельская капель звонко щелкнула маму-зайчиху по носу, она улыбнулась и сказала: -Ну, вот, мои зайчатки, и весна пришла! Пора менять шубки. (Зайчиха открыла сундук и достала серые шубки). -Ура! -весело запрыгали зайчата Зайчик: -А я не хочу менять шубку… Зайчиха: -Как же так, малыш! Ведь в белой шубке летом ты будешь всем заметен! Ты легко можешь стать добычей волка и лисы. Зайчик: -Ты не поняла, мамочка, я не хочу надевать серую шубку, я хотел бы стать разноцветным, как радуга! Зайчиха: -Но ведь разноцветных заячьих шубок не бывает, у нас только белые и серые… Зайчик: -И все-таки я хочу стать разноцветным… Зайчиха (жалеет зайчика): -Пойду-ка я схожу к дедушке Филину, ему 300 лет, и он, наверное, что-нибудь знает о заячьих шубках. (Зайчата играют. Зайчиха идет в лес. Звук: пение птиц. Ширма. Филин храпит в дупле. Зайчиха стучится.) Филин: -Здравствуй, Заюшка. Что случилось? Зайчиха: -Здравствуй, дедушка Филин! Мой маленький зайчик не хочет менять белую шубку. Филин: -Непорядок! Так он будет в опасности, ты объяснила ему? Зайчиха: -Я объяснила, он все понимает! Просто он не хочет быть серым, он хочет быть разноцветным. (Плачет). Филин: -Не плачь, Заюшка. Это пока не беда. Правда, за свою долгую жизнь я еще ни разу не видел разноцветных зайцев. Попробуй спросить у Ворона, он живет дольше меня. Зайчиха: -Спасибо, дедушка, Филин. Воспитатель: -В глазах Заюшки блеснула, надежда. Она побежала на другой край леса. Там на старом дубе сидел Ворон и поклевывал шишку. Зайчиха: -Здравствуй, дедушка Ворон! Мой маленький зайчонок не хочет менять шубку! Ворон: -Непорядок! Разве он не понимает, что так его любой зверь заметит? Зайчиха: -Он понимает, но он не хочет быть серым, он хочет быть разноцветным. Ворон: -Сколько лет живу на свете, но впервые слышу о таком желании. Посоветуй ты ему оставить эту затею. Так недолго и до беды… Воспитатель: -Горестно вздохнула Зайчиха и пошла к своему домику. Солнышко весело прогуливаясь по небу, заметило слезы мамы Зайчихи. Солнышко: -Почему ты плачешь? Зайчиха: -Мой маленький зайчонок не хочет менять шубку. Снег уже растаял, и он станет заметен любому зверю: и волку, и лисе. Солнышко: -А почему он не хочет менять шубку? Зайчиха: -Он не хочет быть серым, он хочет быть разноцветным. (Солнышко смеется.) -Хочешь, я сделаю его разноцветным? И он станет моим помощником-пасхальным зайчиком. Каждый год в канун Пасхи он будет запрыгивать в домики, где живут дети, и тряся ушками над куличами и яйцами, раскрашивать их разноцветной пыльцой. Зайчиха: -И никто его не съест? Солнышко: -Твой зайчик будет в безопасности, зови его скорей. Воспитатель: -Со всех ног помчалась матушка Зайчиха домой. (Дома зайчата крутятся перед зеркалом в серых шубках). Зайчата: -Посмотри, как красиво! -Ах, какая замечательная шубка! Зайчиха: -Будет тебе разноцветная шубка. Солнышко согласилось тебе помочь! Воспитатель: - Веселой гурьбой вся заячья семья вывалила на полянку. Солнышко: -Где он, мой новый помощник? (Опускается радуга. Зайчик «взбирается» по ней. Его посыпают конфетти.) Зайчонок: -Смотрите, солнышко протянуло зайчику радужную руку, и он стал взбираться по радуге, его белоснежная шубка стала расцвечиваться в прекрасные цвета: красный, оранжевый, синий, зеленый, фиолетовый. (Музыка. «Солнечные зайчики» муз.А.Ермолова, сл.А.Бочковской.) Зайчик: -Я вернусь к вам! Ждите меня на Пасху! Беседа: -Понравилась вам история? -Кто понравился? Почему? Продуктивная деятельность: Воспитатель: -Я предлагаю вам украсить коробочку изображением пасхального зайчика. -Займите свои места. - Найдите его на своем столе. -Каким способом можно раскрасить зайчика? (Нетрадиционные способы: пуантилизм, тычок, цветной песок). (Спросить нескольких детей, каким способом они будут раскрашивать зайчика.) -На одну сторону коробочки мы приклеим раскрашенного зайчика, а на остальные- изображения пасхальных яиц, которые мы с вами их приготовили раньше. -Сначала раскрасьте зайчика. Пока он будет сохнуть, приклейте раскрашенные яйца с трех сторон. В конце работы приклейте зайчика. Самостоятельная работа: (Звучит музыка П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник.) (Воспитатель обращает внимание на технику выполнения работ (уточняется нетрадиционная техника исполнения ), аккуратность, яркость изображения, выразительность, старательность каждого). -Какие замечательные коробочки у вас получились, каждый постарался. Давайте устроим выставку. -Расскажите, кому вы их подарите? (ответы детей). -Как вы думаете, какие чувства будут испытывать ваши близкие люди, получив такой подарок? -Недаром в народе говорят, что самый дорогой подарок тот, что сделан своими руками. (Звучит песня «Солнечные зайчики» муз.Ермолова, сл.Бочковской. )