Геккель А.А., Ерофеева Н.А., Соколова Л.В. Формирование культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию у детей дошкольного возраста
Одним из приоритетных направлений нашего государства является развитие и здоровье ребёнка. Правительством Госдумы разработано и принято ряд законопроектов и методических рекомендаций, направленных на правовое регулирование и защиту детей по вопросам организации питания. Согласно нормативным документам Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, культура питания является важнейшей составной частью общей культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников. А формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых ранних этапов развития и обучения детей дошкольного возраста и продолжаться в дальнейшем с учётом возрастного подхода и индивидуальных особенностей. В этой связи, в нашем детском саду, одной из приоритетных годовых задач является «Эффективность работы педагогического коллектива по формированию у детей культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию в процессе его организации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка», которая, в свою очередь базируется на принципах интегративности, природосообразности, личностно- ориентированного обучения и воспитания. Годовую задачу мы реализуем согласно разработанной программе по ЗОЖ детского сада «Будьте здоровы!» к.п.н. А.А.Ошкиной. Внедрение программы способствует решению следующих задач: - сформировать у детей понятие о здоровом питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья - сформировать представление о полезных и вредных продуктах - познакомить с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов - познакомить с правилами современного этикета - сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи - обучить культуре питания - способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье. Работа по формированию культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию у детей дошкольного возраста проводится систематично и включает в себя следующие направления: рациональную организацию питания в детском саду, включение в учебно-образовательный процесс методы и приёмы программы формирования пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию у детей, просветительскую работу с родителями, повышение компетентности в вопросах формирования культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию в процессе его организации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка через проектную деятельность, пополнение предметно-пространственной среды групп дидактическим и наглядным материалом, направленным на формирование культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию в процессе его организации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. В нашем дошкольном образовательном учреждении в каждой группе разработан перспективный план работы по данному направлению, согласно которому мы формируем представления и практические навыки здорового питания, воспитываем культуру поведения за столом, правила современного этикета, соблюдения гигиенических требований. Также мы принимаем участие в образовательном проекте «Здоровое питание», в рамках которого мы реализуем все поставленные задачи. Так, например, у нас проводился · месячник ЗОЖ «Здоровое питание – путь к здоровому образу жизни» (по формированию культуры поведения детей за столом и осознанного отношения к элементу ЗОЖ – здоровое питание) · тематический день «Пирамида здорового питания» (по формированию культуры поведения детей во время приёма пищи). · работа с детьми по формированию культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию в процессе его организации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка в разных формах: - НОД, - тематические беседы, - целевые экскурсии, - дидактические и с/р игры, - свободная игровая деятельность Приняли участие в конкурсах: групповых плакатов «Полезные продукты», детских рисунков «Званый ужин». Необходимо отметить, что в работе по данному направлению особое внимание мы уделили авторской разработке и изготовлении дидактических игр и пособий: «Сервируем стол», «Приготовь блюдо», «Мой выбор!», «Съедобно – несъедобно», «Правила этикета». В процессе экспериментальной деятельности игра «угадай по вкусу», готовили фруктовые и овощные салаты, сервировали стол. Навыки этикета формировали посредством сюжетно-ролевых игр «Ждём гостей», «Званый Ужин». Важным методом в формировании культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию является знакомство с художественной литературой, что учит детей быть гостеприимными, вежливыми, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно- гигиенические навыки, расширяет кругозор, обогащает словарный запас. В наш детский сад №198 «Вишенка» г. Тольятти активно взаимодействует с родителями воспитанников. В данном направлении родители приняли активное участие в конкурсе среди семей «Мы за ЗОЖ!». В работе с родителями мы использовали нетрадиционную, информационно-аналитическую форму работы – опросник «Дерево Мудрости» с целью выявления уровня педагогической грамотности в области формирования культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию в процессе его организации с учётом индивидуальных особенностей ребёнка. А также изготовлении книжек-малышек, семейных фотогазет «Готовим дома», анкетирование, консультации «Основы правильного питания ребёнка», «Как накормить малоежку?». В группе организовываются выставки детско-родительских работ, что способствует формированию основ культуры питания, закреплению культурно-гигиенических навыков. По результатам разработанных и проведенных мероприятий по формированию культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию у детей дошкольного возраста отмечается: · Повышение у детей интереса и потребности в здоровом питании; · Совершенствование культурно-гигиенических навыков и соблюдении правил при употреблении пищи; · Создание благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка; · Рост мотивации к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности используемого комплекса мероприятий по формированию культуры пищевого поведения и осознанного отношения к здоровому питанию у детей дошкольного возраста.