Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Долматов М.М. Формирование представлений о воинской чести и долге у воспитанников суворовского училища

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

В рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание», направленного на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, срок проведения которого с 01.01.2021 по 31.12.2024 г., ведется работа по развитию воспитательного процесса в образовательных организациях общего и профессионального образования, в том числе и в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.

Одной из основных целей и задач программы является «военно-патриотическое воспитание граждан, повышение престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и силовых структурах» [1].

Воспитание – это основной вид деятельности всех педагогических работников, который тесно взаимосвязан с образовательным процессом. Воспитательная работа основывается на духовно-нравственных ценностях, таких как: человеколюбие, сила воли, честь, ответственность, справедливость, личное достоинство и стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своими близкими родственниками и своей Родины, сложившихся в процессе культурного развития России.

Поскольку в довузовских образовательных организациях готовят будущих офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, а также силовых структур, необходимо принять во внимание формирование у воспитанников основ понятий офицерской чести и долга. Такие понятия, как «честь мундира», «доблесть офицера», «военная выправка и стать», «слово офицера», «офицерское братство», «верность долгу», «дело чести», «порядочность» не должны быть пустыми словами для воспитанников, а должны иметь большую ценность и стать жизненными приоритетными ориентирами. Учитывая определенные условия, в которых воспитываются суворовцы, а именно подразделения, в которых одни юноши, постоянное проживание в мужском коллективе, отсутствие поблизости своих родных, можно отметить следующие особенности формирования у них чувства долга и чести.

Во-первых, на формирование таких серьезных качеств очень большое влияние имеет коллектив сверстников, точнее, умение суворовца найти свою нишу в социальной среде сверстников, которое дает ему всевозможное для самореализации и, в последствии, самоуважение и признание товарищей.

Во-вторых, в таком процессе важна организующая, а также направляющая роль воспитателя, который, зная особые черты характера своих воспитанников, профессионально руководит их отношениями во взводе и создает условия для развития личности каждого воспитанника и коллектива взвода в целом.

В-третьих, личный пример старшего поколения также имеет огромное значение: например, если воспитатели уважают своих коллег, руководителей и подчиненных, не позволяют себе унижать честь и достоинство как свое, так и своих коллег или воспитанников, умеют в тактично отстаивать свои взгляды и позиции, не допускают оскорблений в свой адрес или осуждений «за спиной», то это не может остаться незамеченным воспитанниками и не оказывать на них второстепенного воспитательного воздействия.

А также, проведение внеурочных мероприятий, классных часов, бесед и занятий нравственно-этической направленности. Ниже приведем пример внеурочного мероприятия на тему «Честь и долг» в форме беседы с элементами тренинга. Целью мероприятия является создание условий для формирования нравственных понятий, таких как честь и достоинство.

Что такое Долг? Долгом является воспитание чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, а также формирование навыков умения побуждать воспитанников к собственному анализу, к мыслям о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Методическое обеспечение занятия: презентация, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Действия воспитателя: (поясняет определения)

Термин «Честь» означает стремление быть благородным, человеком с богатым внутренним достоинствам, делать поступки, достойные хвалы, без всякого принуждения из вне и без всякого другого вознаграждения, кроме одобрения своей совестью. (слова Румянцева А.П.)

Честь, достоинство, совесть, благородство и т.п. Такие привычные и знакомые слова звучат с экранов телевизоров, по радио, встречаются на страницах газет и популярных книг, о них слагают пословицы и поговорки, интересные высказывания такие как например: «Жизнь - Родине, честь - никому», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести - будут и почести», «Береги честь смолоду». Употребляя их в речи, мы изредка задумываемся, о чем эти слова. Давайте попробуем обратиться к литературным источникам и посмотрим, а как все-таки в разные времена жизни различные авторы давали определение понятиям «Честь» и «Совесть».

Действия воспитанников:

Обучающимся дано задание: Найти значение слов «Долг» и «Честь» в словарях разных авторов. В словаре русского языка В.И. Даль дал определения словам «Честь» и «Долг» [2]:

По его мнению, «Честь» – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек – это прямолинейный, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять. А долг он считал, что – это все должное, что должно исполнить, обязанность.

В словаре современного русского языка С.И. Ожегова даны такие определения понятиям чести и долга [3]:

«Долг» – это то же, что и обязанность, круг действий, возложенных на кого - либо и безусловных для выполнения. Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности человека. Честный тот, кто проникнутый прямотой и искренностью, добросовестный, заслуживающий уважения. Честное слово - это выражение уверения в истинности чего-нибудь.

Действия воспитателя: (организует дискуссию)

Честь и достоинство считают главным качеством человеческой души, и тот, кто это потерял, и кто не хочет в себе это исправлять, превращается в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей, ни морали.

Как сказал один из историков о блокадном Ленинграде: «Блокадный Ленинград. В нем люди умирают от голода. Выдаются карточки на еду, хватает только чтобы приобрести хлеб. Мальчишка, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что измученная взрослая женщина, выходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял ее карточку. И, встав последним в очередь, получил еще кусок хлеба. Радостный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме и с нетерпением ждал, что она его похвалит. Но в ответ услышал: «Лучше бы ты умер». [4]

У здравого человека естественно первая реакция на это – как же так? Как такое могла сказать мать своему ребенку. Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может, у этой женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. Интересно, а как бы вы поступили на месте этого ребенка?

Действия воспитанников:

В дискуссии обучающиеся дают оценку поступку ребенка и словам его матери.

Действия воспитателя: (организует беседу и групповую работу)

Честь! Совесть! Достоинство! Честь была всегда… Нужны ли эти высокие нравственные качества нам в настоящее время? Примеряйте к себе истины: (ответы обучающихся)

- Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство – потеряли всяческое чувство стыда.

- Принесли в школу карты-… (ответ)

- Плохое поведение на уроке, плохая учеба - это наше бесчестие.

- Ушли самовольно с урока - запятнали свою честь.

- Побили воспитанника слабее вас - … (ответ)

- Не выполнил домашнее задание - … (ответ)

Служба в армии всегда была почетной в Русском государстве. Она всегда была связана с понятием чести.

Предлагаю уточнить смысл понятия «Честь», для этого нам нужно разбиться на группы.

Задание для первой группы. Поясните, пожалуйста, что означает понятие «Честь мундира». Можно ли запятнать честь мундира? (Это означало понятие, прежде всего, честь полка, и появилось оно, когда каждый род войск получил свою форму, свой отличительный мундир, честь которого офицер обязан был всегда защищать. Этим, в частности, объясняется многочисленное количество исторических дуэлей в российской армии XIX в. Гордость за Отечество, храбрость, дисциплину, верность традиции, верность долгу и знамени. Как только человек надел на себя военную форму, он уже не может располагать собой по собственному усмотрению. По его поведению судят уже о государстве и об армии в целом.)

Задание для второй группы. Поясните, пожалуйста, что такое «Поле чести». Что защищают на этом поле? (Это поле битвы, поле брани, где бой идет по правилам, где противники уважают друг друга; поле сражения за честь Родины)

Задание для третьей группы. Поясните пожалуйста, что такое суд «Офицерской чести»? Как вы считаете, каким мог быть его приговор? (Нравственный неофициальный суд сослуживцев может наказать его бойкотом, презрением, изгнанием из сообщества офицеров.)

Задание для четвертой группы. Поясните, пожалуйста, девиз: «Жизнь Отечеству. Честь - никому!». Как вы понимаете это выражение?

Задание для пятой группы. Поясните, пожалуйста, что стоит за таким понятием, как «Кодекс чести». (Свод негласных законов, которые приняты всеми членами сообщества гласит, что - это нравственность, порядочность и уважение.)

Обучающимся дается время на рассуждение 3 минуты.

Действия воспитателя: (организует выполнение упражнений)

Выполним упражнение «Раскаяние за содеянное». Практически на каждом шагу в жизни мы делаем выбор между добром и злом. И чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать внутренний голос своей совести. Этот внутренний голос оценит хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно ее постоянно тренировать, как, например, тренируют люди мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Закалка совести является внутренняя работа мозга и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, и что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого человека, стараясь увидеть последствия своих поступков, умеет взглянуть на свои поступки глазами других людей, которых он уважает. В последствии такой работы совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – это блуждание в собственных потемках.

Сейчас попробуем проделать следующее упражнение: подумайте и вспомните свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые вам сегодня было бы стыдно, и о них вы очень сожалеете. Напишите на листках бумаги не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.

Включается музыкальное сопровождение. В течение одной минуты обучающиеся обдумывают и делают записи на своих листах бумаги.

Действия воспитателя: (организует рефлексию и задает рефлексивные вопросы)

Давайте вместе прочитаем то, что вы написали. Скажите, пожалуйста, как вы считаете, как можно вообще исправить свой поступок, как нужно поступить по чести? (попросить прощения)

Чувство раскаяния – это сильное чувство. Оно исцеляет и очищает человека. Как гласит русская мудрая пословица: «Повинную голову меч не сечет».

Наше занятие подошло к концу.

– Что нового вы взяли из того, что услышали?

– Изменились ли ваши взгляды на некоторые вопросы? Если хотите, скажите на какие.

Запомните ребята – все в ваших руках. Верность присяге, верность воинскому долгу, честь и патриотизм, вот что всегда отличало русского военнослужащего.

Как сказал знаменитый киргизский писатель Чингиз Айматов: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего». Также и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что мы сделали не так, что осудим в себе, а что одобрим. И позор тому человеку, кто обманывает, изворачивается и ищет оправдание своим бессовестным поступкам. Моя задача воспитать вас таким образом, чтобы вы вошли во взрослую жизнь достойными людьми, будущими офицерами, чтобы уже сейчас с достоинством несли знание «Я – воспитанный человек». [5].

Проведение внеурочных мероприятий в подобном формате способствует активному взаимодействию воспитателя и воспитанников, живому обмену мнениями между ними в процессе дискуссии, нацеленному на выработку необходимых знаний, умений и навыков. Подводит к развитию умения делать самостоятельные выводы и разрешать противоречия. Способствует формированию культуры общения у обучающихся, развитию такого понятия, как «4К» (Критическое мышление, коммуникативность, Командная работа, креативность).

Формирование таких понятий, как «Честь» и «Долг» у воспитанников довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации должно проводиться постоянно, на регулярной основе, с учетом возрастных особенностей, так как это способствует нравственному воспитанию и развитию будущих офицеров. Воспитывает у воспитанников чувство гордости ответственности и патриотизма.

Библиографический список1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (доп. и изм. от 13 октября 2017 г., 20 ноября 2018 г.)

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т1, Т4.— СПб, 1909.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.— М.: Азбуковник, 1999.

4. Штучный С.А. Патриотизм — источник духовных сил воина [Электронный ресурс] http://referat.nnbd.ru/ referatc88bo60a.h

5. Скобелев М.Д. Воспитание войск. О долге и чести воинской в Российской армии //Собрание материалов, документов и статей. М.: Воениздат, 1991.
2022