Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Шахова М.В. Патриотическое воспитание в школе

Библиографическое описание:
Шахова М.В. Патриотическое воспитание в школе // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, включает в себя так много, но это очень близко сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Понятие патриотизма включает в себя:

· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

· уважительное отношение к языку своего народа;

· заботу об интересах Родины;

· осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

· гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества Родины;

· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за её социализацию.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Сегодня в школе реализуется цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном". Их цель – нравственно-патриотическое воспитание детей, знакомство с традициями, историей и культурой России. Детям нашей школы эти занятия очень интересны, каждое занятие спланировано в соответствии с возрастными особенностями.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Родину, близких, свою семью; за коллектив; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надёжную опору власти и будущему народа.

Библиографический список

1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. -175 с.

2. Пaшкович А.П. Как воспитать патриота / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.

3.Зaмостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов. Народное образование, 2002. - № 4.- С. 183-189.
2023