Библиографическое описание:
Акулова Л.А. Адаптация первоклассника // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Современные дети настолько индивидуальны своими особенностями, что приходится педагогам подбирать самые разнообразные приёмы адаптации. Понятие «адаптация» означает привыкание человека к новым изменяющимся условиям жизни. Именно этот процесс происходит, когда малыша буквально выдёргивают с домашней привычной обстановки и отдают в детский сад. Точно так же происходит переход на новую ступень, когда ребёнка отдают в школу. Данная среда требует от ребёнка не только умение общаться, но и позиционировать себя с понятием «я школьник», «я хороший ученик» и т.д.
Чтобы адаптация первоклассника произошла легко, ученик должен иметь готовность к школьному обучению (школьная зрелость) – желание и осознание необходимости учиться. Желание и осознание возникает в результате социального созревания старшего дошкольника. Появляются у него внутренние противоречия, которые и задают мотивацию к учебной деятельности. Ребёнок достигает такого уровня общего развития, которое обеспечивает успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям. Существуют два вида готовности к школе: общая и специальная.
Общая готовность к обучению складывается из следующих компонентов: морфофункциональной, психологической и нравственной.
При морфофункциональном развитии требования к систематическому обучению, нагрузке, новому режиму не будут чрезмерно обременительными ребёнку. Ученик с морфофункциональным развитием будет хорошо развит физически, с достаточно хорошим здоровьем, с развитыми анализаторами, работоспособным, с хорошим уровнем мышечного развития, а также речевого аппарата.
Основной частью общей готовности является психологическая готовность. В широком смысле слова – это важнейший итог всего психического развития ребёнка в дошкольный период детства. В узком смысле – это подготовка к новым условиям жизни в школе.
Нравственная готовность – это определённый сформированный у дошкольников уровень нравственного сознания, нравственных чувств и поведения.
Специальная готовность (предметная) – это подготовка старших дошкольников к усвоению школьных предметов. Ведущим кподготовке детей к школьномуобучению является общая готовность к школе: интеллектуальная и личностная готовность.
Интеллектуальная готовность – представления старшего дошкольника о внешнем мире, кругозор ребёнка, хороший уровень развития познавательных процессов (восприятие, мышление, память, воображение, внимание и речь), наличие специальных знаний и умений в математике, в родном языке, наличие предпосылок к учебной деятельности, школьная зрелость.
Восприятие – психический познавательный процесс, представляющий собой целостное отражение в сознании ребёнка предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов, которые воздействуют на органы чувств.
Мышление – это познавательный процесс обобщённого и опосредованного отражения объективной действительности. Качества ума следует развивать у ребёнка с раннего возраста. Это гибкость, глубина мысли, критичность, пытливость, любознательность, самостоятельность мышления, его широта.
Память – это запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), последующее воспроизведение ребёнком опыта или его забывание. Память это один из центральных познавательных процессов школьника.
Воображение – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.
Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой. Внимательность – сформированная привычка быть всегда внимательным. Это важное качество личности ребёнка.
Речь – процесс общения. Развитие речи у детей – это работа над звукопроизношением, словом, предложением и связной речью.
Личностная готовность:
§ Присутствие у ребёнка мотивации, желание стать школьником. Желание выполнять новую, серьёзную, сложную, но необходимую учебную деятельность;
§ Готов ли ребёнок принять новую «социальную позицию»;
§ Готовность ребёнка в сфере коммуникации. Умение строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. В первую очередь с учителем;
§ Присутствует ли эмоциональный настрой: радостное ожидание начала обучения. Должны быть сформированы нравственно – эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать);
§ Высокий уровень волевого развития, позволит ребёнку достичь поставленной цели, правильно оценить свою работу. Ребёнок должен адекватно относиться к трудностям, оценке взрослого.
Современный ребёнок, будущий первоклассник
Итак. Адаптация – это процесс физического и психологического привыкания ребёнка к новым социальным условиям.
Как правило, к концу первого полугодия ребята привыкают: к новому взрослому (учителю), к одноклассникам, к новым требованиям и к повседневным обязанностям.
Как проявляется адаптация.
Со стороны организма: ребёнок худеет, стал часто болеть, быстро утомляется, плохо ест и спит.
Со стороны психики: ребёнок стал плаксивым, капризным.
· Поэтому очень целесообразно составить для первоклассника режим дня;
· Необходимо рассчитать время для завтрака и сбора в школу;
· Время ночного сна должно быть 9 – 10 часов;
· Прогулка на воздухе обязательна;
· Посещение кружков или спортивных секций;
· В связи с тем, что психика ребёнка в период адаптации уязвима, важно не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с самим собой. Похвала в 10 раз эффективнее критики;
· Не стремитесь увеличить нагрузку ребёнку новыми кружками и секциями, пусть он посещает привычные ему кружки и секции;
· Учитель для первоклассника новый авторитет. Поэтому не критикуйте учителя в присутствии ребёнка;
· Уделите внимание ребёнку после школы;
· Не сводите разговоры о школе лишь к отметкам и поведению.
Правила выполнения домашнего задания
По новым стандартам обучения, ребёнок не получает домашнее задание в первом классе. Если же получилось так, что на уроке он что – то не успел выполнить, первоклассника нельзя оставлять после урока. Эта ситуация сделает его ранимым. Учащийся должен получить от учителя чёткую установку. Если не успел выполнить задание в классе, доделай дома. Учитель и родитель должны хвалить такого ребёнка: «Молодец! Сегодня ты почти всё выполнил в классе. Возможно, завтра ты справишься уже со всеми заданиями». Взрослые должны помнить, что похвала в 10 раз эффективнее критики.
Учитель должен стремиться вызвать у учащихся интерес и любознательность. Интерес – один из решающих стимулов приобретения знаний, без которого учебный материал усваивается плохо, быстро забывается. Пытливость и любознательность мысли – это постоянное стремление к познанию неизвестного, приобретению новых знаний.
Библиографический список
1. Введение в психологию / Под редакцией А.В. Петровского. М., 1995.
2. «Психология детства» с основами «Психология человека» в тематических понятиях»: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., доп. Сост. Н.В. Захарюта. – Армавир, 2000.
3. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
Акулова Л.А. Адаптация первоклассника // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/73-2.pdf.
Современные дети настолько индивидуальны своими особенностями, что приходится педагогам подбирать самые разнообразные приёмы адаптации. Понятие «адаптация» означает привыкание человека к новым изменяющимся условиям жизни. Именно этот процесс происходит, когда малыша буквально выдёргивают с домашней привычной обстановки и отдают в детский сад. Точно так же происходит переход на новую ступень, когда ребёнка отдают в школу. Данная среда требует от ребёнка не только умение общаться, но и позиционировать себя с понятием «я школьник», «я хороший ученик» и т.д.
Чтобы адаптация первоклассника произошла легко, ученик должен иметь готовность к школьному обучению (школьная зрелость) – желание и осознание необходимости учиться. Желание и осознание возникает в результате социального созревания старшего дошкольника. Появляются у него внутренние противоречия, которые и задают мотивацию к учебной деятельности. Ребёнок достигает такого уровня общего развития, которое обеспечивает успешность обучения в школе, адаптацию к новым условиям. Существуют два вида готовности к школе: общая и специальная.
Общая готовность к обучению складывается из следующих компонентов: морфофункциональной, психологической и нравственной.
При морфофункциональном развитии требования к систематическому обучению, нагрузке, новому режиму не будут чрезмерно обременительными ребёнку. Ученик с морфофункциональным развитием будет хорошо развит физически, с достаточно хорошим здоровьем, с развитыми анализаторами, работоспособным, с хорошим уровнем мышечного развития, а также речевого аппарата.
Основной частью общей готовности является психологическая готовность. В широком смысле слова – это важнейший итог всего психического развития ребёнка в дошкольный период детства. В узком смысле – это подготовка к новым условиям жизни в школе.
Нравственная готовность – это определённый сформированный у дошкольников уровень нравственного сознания, нравственных чувств и поведения.
Специальная готовность (предметная) – это подготовка старших дошкольников к усвоению школьных предметов. Ведущим кподготовке детей к школьномуобучению является общая готовность к школе: интеллектуальная и личностная готовность.
Интеллектуальная готовность – представления старшего дошкольника о внешнем мире, кругозор ребёнка, хороший уровень развития познавательных процессов (восприятие, мышление, память, воображение, внимание и речь), наличие специальных знаний и умений в математике, в родном языке, наличие предпосылок к учебной деятельности, школьная зрелость.
Восприятие – психический познавательный процесс, представляющий собой целостное отражение в сознании ребёнка предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и других образов, которые воздействуют на органы чувств.
Мышление – это познавательный процесс обобщённого и опосредованного отражения объективной действительности. Качества ума следует развивать у ребёнка с раннего возраста. Это гибкость, глубина мысли, критичность, пытливость, любознательность, самостоятельность мышления, его широта.
Память – это запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), последующее воспроизведение ребёнком опыта или его забывание. Память это один из центральных познавательных процессов школьника.
Воображение – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.
Внимание – процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой. Внимательность – сформированная привычка быть всегда внимательным. Это важное качество личности ребёнка.
Речь – процесс общения. Развитие речи у детей – это работа над звукопроизношением, словом, предложением и связной речью.
Личностная готовность:
§ Присутствие у ребёнка мотивации, желание стать школьником. Желание выполнять новую, серьёзную, сложную, но необходимую учебную деятельность;
§ Готов ли ребёнок принять новую «социальную позицию»;
§ Готовность ребёнка в сфере коммуникации. Умение строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. В первую очередь с учителем;
§ Присутствует ли эмоциональный настрой: радостное ожидание начала обучения. Должны быть сформированы нравственно – эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать);
§ Высокий уровень волевого развития, позволит ребёнку достичь поставленной цели, правильно оценить свою работу. Ребёнок должен адекватно относиться к трудностям, оценке взрослого.
Современный ребёнок, будущий первоклассник
Итак. Адаптация – это процесс физического и психологического привыкания ребёнка к новым социальным условиям.
Как правило, к концу первого полугодия ребята привыкают: к новому взрослому (учителю), к одноклассникам, к новым требованиям и к повседневным обязанностям.
Как проявляется адаптация.
Со стороны организма: ребёнок худеет, стал часто болеть, быстро утомляется, плохо ест и спит.
Со стороны психики: ребёнок стал плаксивым, капризным.
· Поэтому очень целесообразно составить для первоклассника режим дня;
· Необходимо рассчитать время для завтрака и сбора в школу;
· Время ночного сна должно быть 9 – 10 часов;
· Прогулка на воздухе обязательна;
· Посещение кружков или спортивных секций;
· В связи с тем, что психика ребёнка в период адаптации уязвима, важно не сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать ребёнка можно только с самим собой. Похвала в 10 раз эффективнее критики;
· Не стремитесь увеличить нагрузку ребёнку новыми кружками и секциями, пусть он посещает привычные ему кружки и секции;
· Учитель для первоклассника новый авторитет. Поэтому не критикуйте учителя в присутствии ребёнка;
· Уделите внимание ребёнку после школы;
· Не сводите разговоры о школе лишь к отметкам и поведению.
Правила выполнения домашнего задания
По новым стандартам обучения, ребёнок не получает домашнее задание в первом классе. Если же получилось так, что на уроке он что – то не успел выполнить, первоклассника нельзя оставлять после урока. Эта ситуация сделает его ранимым. Учащийся должен получить от учителя чёткую установку. Если не успел выполнить задание в классе, доделай дома. Учитель и родитель должны хвалить такого ребёнка: «Молодец! Сегодня ты почти всё выполнил в классе. Возможно, завтра ты справишься уже со всеми заданиями». Взрослые должны помнить, что похвала в 10 раз эффективнее критики.
Учитель должен стремиться вызвать у учащихся интерес и любознательность. Интерес – один из решающих стимулов приобретения знаний, без которого учебный материал усваивается плохо, быстро забывается. Пытливость и любознательность мысли – это постоянное стремление к познанию неизвестного, приобретению новых знаний.
Библиографический список
1. Введение в психологию / Под редакцией А.В. Петровского. М., 1995.
2. «Психология детства» с основами «Психология человека» в тематических понятиях»: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., доп. Сост. Н.В. Захарюта. – Армавир, 2000.
3. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.