Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих планов. «Читательская грамотность» - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, учиться жить в социуме. Что мы вкладываем в понятие «читательской грамотности»? В первую очередь это понимание текста. Затем это рефлексия о прочитанном и использование информации из текста. Сейчас источниками информации наряду с бумажными носителями становятся и тексты, читаемые с экранов планшетов и компьютеров. Поэтому нам надо учить ребят работать с текстами разного вида и формата. При этом мы должны учить: -читательским действиям, связанных с нахождением и извлечением информации из текста, -читательским действиям, связанным с интеграцией и интерпретацией текста, -читательским действиям, связанным с осмыслением и оценкой текста, -читательским действиям, связанным с использованием информации из текста. На платформе УЧИ.Ру содержится огромное количество разнообразных карточек, которые помогают организовать работу по формированию читательской грамотности на различных уроках. А так же дома и на дистанционном обучении. Тексты, представленные на платформе можно поделить на две группы: -сплошные или линейные -тексты состоящие из таблиц, диаграмм, карт, планов- т.е. информация представлена в нелинейном формате. Используя данные тексты мы учим ребят анализу и оцениванию достоверности информации, учим сравнению. Например, прочитав текст, учащиеся получают задание расставить картинки в правильном порядке- т.е. составить план текста, восстановить текст- выбрать подходящие слова определенной части речи. И используя полученные знания выполнить задание (например- подписать части света). Для закрепления материала на уроке можно в парах или в группах использовать кубики Блума. Отличным материалом для совершенствования читательских действий служат задания олимпиад и марафонов. В них много заданий направленных на нахождение и извлечение информации (Найди слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево). Задания связанные с осмыслением и оценкой текста (Работа с устаревшими словами. Они довольно часто встречаются на уроках литературного чтения) Использование информации из текста (решение кроссвордов и «кроссворд наоборот»-когда необходимо подобрать вопрос к понятию) При использовании на различных уроках указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Образовательная платформа Учи.ру и Институт образования Высшей школы экономики с 21 февраля по 7 апреля 2022 года реализуют проект по диагностике навыков читательской грамотности и кооперации, коммуникации, критического мышления для учеников 2–6 классов. Диагностика по читательской грамотности предполагает выполнение 2–3 заданий по работе с художественными или научно-познавательными текстами, рассчитанных на 40–60 минут. Задания направлены на проверку навыков: - находить информацию в тексте; - делать выводы на основе прочитанного; - интерпретировать прочитанное; рефлексировать относительно формы и содержания текста. Диагностика по навыкам 3К включает два сюжетных интерактивных задания, рассчитанных на 40–60 минут. Задания направлены на проверку навыков: - анализировать информацию; - делать аргументированные выводы; - понимать информацию о собеседнике; - выбирать подходящий способ коммуникации; - ставить общую цель и работать в группе с другими участниками. По результатам выполнения заданий специалисты платформы Учи.ру и Института образования ВШЭ формируют для учителей отчет, который позволит определить уровень освоения метапредметных компетенций. Результаты будут доступны учителям в личном кабинете на платформе Учи.ру после проведения анализа. Инструкции по проведению диагностики читательской грамотности и по проведению диагностики 3К · Инструкция для проведения диагностики читательской грамотности · Инструкция для проведения диагностики 3К (коммуникация, кооперация, критическое мышление) В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И. Г. Песталоцци).