Актуальные вопросы дошкольного образования

Картушинская Т.П. Устное народное творчество в развитии детей старшего дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Картушинская Т.П. Устное народное творчество в развитии детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.

Устное народное творчество является одним из самых важных элементов культуры различных народов. Оно передается из поколения в поколение и является своеобразным источником мудрости и знаний. Устные народные сказки, песни, загадки и пословицы имеют огромное значение для развития детей старшего дошкольного возраста.

Одним из главных преимуществ устного народного творчества является его доступность. Дети легко запоминают сказки и песни, повторяют за взрослыми, и это помогает им развивать речь и словарный запас. В процессе изучения народных сказок, дети учатся понимать основные моральные принципы и ценности, такие как добро, справедливость, дружба и трудолюбие. Методика работы с устным народным творчеством среди детей может включать следующие шаги:

1. Введение в тему. Проведите вводное занятие, где расскажите детям о значимости устного народного творчества и его роли в культуре и истории народа. Объясните, что это форма самовыражения и способ сохранения и передачи традиций.

2. Изучение традиций. Ознакомьте детей с различными формами устного народного творчества, такими как народные песни, сказки, загадки, пословицы и другие выражения народной мудрости. Покажите им примеры из разных культурных традиций.

3. Совместное творчество. Предложите детям принять участие в совместном создании устных народных произведений. Например, можно предложить им придумать коллективную народную песню или сказку, где каждый вносит свой вклад.

4. Индивидуальное творчество. Дайте детям возможность самостоятельно выразить свою культуру и традиции через устное народное творчество. Предложите им придумать свою народную песню, сказку, загадку или создать другую форму выражения.

5. Обсуждение и анализ. После того, как дети создали свои устные народные произведения, проведите обсуждение и анализ их работ. Поддержите детей в выражении своих мыслей и чувств, задайте им вопросы о значении их творчества.

6. Публичное выступление. Организуйте мероприятие, где дети смогут представить свои устные народные произведения перед другими людьми. Это может быть школьная презентация, концерт или другое мероприятие, где дети смогут поделиться своим творчеством.

7. Поддержка и поощрение. Оценивайте и поощряйте усилия детей в устном народном творчестве. Поддерживайте их интерес к этой форме самовыражения и помогайте им развивать свои навыки.

Важно помнить, что методика работы с устным народным творчеством среди детей должна быть гибкой и адаптированной к возрасту и культурным особенностям каждого ребенка.

Устное народное творчество также способствует развитию воображения и креативности у детей. Сказки и песни позволяют им погрузиться в мир фантазии, где они могут стать героями и придумывать свои собственные истории. Это развивает их способность к творчеству и помогает им выражать свои мысли и чувства.

Кроме того, устное народное творчество способствует развитию эмоционального интеллекта у детей. Сказки и песни часто содержат эмоциональные элементы, такие как радость, грусть, страх или смех. Дети, слушая и повторяя эти истории, учатся распознавать и выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей.

Устное народное творчество также способствует развитию социальных навыков у детей. В процессе изучения сказок и песен, дети учатся работать в группе, слушать других, выражать свое мнение и сотрудничать. Они также учатся уважать и ценить культурное наследие своего народа и народов других стран.

В заключение, устное народное творчество играет важную роль в развитии детей старшего дошкольного возраста. Оно помогает развивать речь, словарный запас, воображение, креативность, эмоциональный интеллект и социальные навыки. Поэтому важно включать элементы устного народного творчества в образовательные программы для детей этого возраста, чтобы помочь им стать эмоционально развитыми и творческими личностями.

Список литературы:

1. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам // Работа с книгой в детском саду. – М.: Просвещение, 1967. – С. 46-60.

2. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 138 с.

3. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78 с.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. ̶ М.: Просвещение, 1981 ̶ 255 с.
2023-12-12 14:12 2023