Библиографическое описание:
Горн О.А. Цифровизация образования // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Цифровизация образования - современный этап его информатизации, который предусматривает внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в информационно-образовательной среде всех образовательных организаций. Цифровизация позволяет создавать киберфизическое образовательное пространство. Методика преподавания учебных дисциплин в настоящее время изменилась с приходом технологий, которые позволяют формировать профессиональные компетенции будущих учителей нового поколения.
В условиях пандемии COVID-19 система образования претерпела ряд больших сложностей, которые неспособность учебных заведений всех уровней обеспечить качество, непрерывность образования и профессионального развития. Трудности также возникли в организации смешанной и дистанционной формы получения образования и повышения квалификации.
Термин «цифровизация» можно рассматривать по-разному. Если его рассматривать в широком смысле, то можно понимать современный мировой тренд развития общества, основывающийся на преобразовании любой информации в цифровую форму. Это позволяет повысить результативность экономики, а также улучшить качество жизни населения. Если же рассматривать данный процесс в узком смысле, то данный процесс способствует устранению барьеров и упрощению рутинных операций. Например, цифровизация позволяет дистанционно пройти курсы повышения квалификации для педагогических работников, тем самым, исключить их посещение. Одним из плюсов цифровизации является также то, что она позволяет получить дистанционно образование.
Положительные стороны цифровизации:
· новые рабочие места;
· низкая себестоимость производства;
· свободный рынок;
· безналичная система оплаты;
· рост производительности труда;
· повышение качества жизни населения;
· дистанционный доступ к образовательным услугам и ресурсам [1].
Отрицательная сторона цифровизации - киберугрозы, возникающие из-за недостаточной защиты персональных данных пользователей.
Пандемия коронавируса (COVID-19), повлияла на развитие цифровизации в экономике страны, в основном в сфере образования. Цифровизация образования подразумевает построение учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования при помощи цифровых технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Суть цифровизации образования в том, чтобы каждым участником были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, с применением методов и средств виртуальной реальности, искусственного интеллекта; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды (кабинеты ЦОС и Точки Роста); обеспечения высокоскоростного безопасного подключения к сети Интернет [2].
Основными направлениями цифровизации являются:
· улучшение технического оснащения образовательных учреждений;
· внедрение новых информационных технологий в образовании;
· создание информационного пространства образовательного учреждения.
Исходя из того, что процесс цифровизации это довольно сложный процесс в системе образования могут возникнуть следующие проблемы:
· педагоги могут быть не готовы к изменениям;
· низкая обеспеченность образовательных учреждений необходимыми ИКТ;
· отсутствие специалистов в области ИКТ;
· недостаточная осведомленность учителей о существующих способов применения современных различных электронно-образовательных ресурсов.
Таким образом, цифровизация подразумевает под собой необходимость подготовки сотрудников к решению возникающих социальных проблем, таких как конфиденциальность информации, этические проблемы, психологические и физическое здоровье. Сильное влияние на образование оказало неожиданное развитие пандемии коронавируса (COVID-19). Изменении в образовании затронули всех участников образовательного процесса образования и обучения. В результате данных изменений цифровизация существующих систем образования значительно ускорилась и дала понять, что беспрецедентный переход к онлайн-обучению и использованию цифровых технологий необходим [3].
Правительство содействует развитию высокоэффективной цифровой образовательной экосистемы при помощи следующих мер:
· инвестирование в инфраструктуру и современное цифровое оборудование;
· развитие цифровых компетенций учителей и преподавателей;
· разработка эффективного планирования и развития цифрового потенциала;
· разработка соответствующих цифровых инструментов и создание качественного учебного контента.
В рамках развития цифровой образовательной среды предусмотрено повышение цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации с раннего возраста. Данное направление подразумевает изучение цифровой грамотности, компьютерное образование и технологии обработки данных. Цифровизация, в свою очередь, предполагает переосмысление существующих процессов образования с помощью цифровых технологий. Основные цели цифровизации в образовании состоят в том, чтобы «перейти на цифровые технологии» и повысить ценности и эффективности с помощью современных технологий.
Цифровизация в образовании это перевод всех учебных материалов в электронный вид (учебники, методические рекомендации, учебные тетради) и возможность для школьников и студентов (обучающихся) самостоятельно дистанционно изучать материал по общеобразовательным программам, выполнять задания удаленно на компьютерах и планшетах. Для учителей или преподавателей цифровизация позволяет дистанционно проверить, насколько были усвоены полученные знания. Цифровизация облегчает образовательный процесс для всех участников образовательного процесса (школьников и учителей, студентов и преподавателей) [4].
Основными идеями цифровизации образования являются:
· повышение качества образования;
· доступность (инклюзивность) для каждого участника образовательного процесса;
· адаптация к современным требованиям работодателей.
В нашей стране цифровизация осуществляется масштабно и затрагивает все сферы деятельности населения. В период пандемии широкое распространение получило дистанционное образование, использующее электронные образовательные платформы.
Преимущества данного вида обучения:
· доступность образования для населения;
· возможность осуществления образования с учетом индивидуальных темпов обучения;
· высокая скорость оценки освоения материала;
· возможность быстрой диагностики и оценки качества образования.
Недостатки данного вида обучения:
· отрицательное воздействие на здоровье обучающихся (гигиена работы за компьютером, низкая физическая активность);
· снижение общения;
· недостаток применения нестандартных и индивидуальных подходов к обучению.
Исходя из сравнительного анализа, дистанционное образование может стать полноценным дополнением к основным методам образования при соблюдении определенных правил и норм.
Отечественная система образования имеет ряд особенностей, оказывающих непосредственно влияние на цифровизацию:
· менталитет: непринятие процессов цифровизации со стороны общества;
· бюрократичность: система образования немобильна - учебные планы и стандарты имеют жесткую структуру;
· финансовые ограничения [5].
Для обеспечения высокого качества образованиянеобходимо:
· обеспечить техническую и технологическую составляющую, а также своевременно осуществлять корректировку учебных программ;
· изменить учебные планы;
· разработать новые модели очного и дистанционного образования;
· увеличить степень информационной безопасности систем обучения и образовательных платформ;
· увеличить возможность доступности сети Интернет для большего числа населения страны;
· обеспечить образовательные учреждения необходимыми ИКТ;
· повышать уровень цифровой грамотности населения и подрастающего поколения [6].
Цифровая трансформация затрагивает все сферы профессиональной деятельности, не только образование. ИКТ-компетенции необходимы на рынке труда, в экономике. Современные компании уделяют особое внимание профессиональным качествам работников, в основном, умениям работать с новейшими технологиями. Термин «цифровизация» также подразумевает под собой: промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация и технологии, обеспечивающие межмашинное взаимодействие (M2M), самостоятельное принятие и исполнение решений машинами. Автоматизация создает информационную инфраструктуру, определенный уровень навыков управления производством, без которого переход к цифровизации невозможен [7].
Таким образом, цифровизация является основным драйвером развития как экономики, так и социально-экономического развития всей страны. Для ускорения процесса цифровизации необходимо повышать уровень информационной безопасности, увеличивать уровень знаний в цифровой среде, а также усилить государственную поддержку для образовательных учреждений, в том числе за счет изменения учебных планов и разработки новой модели дистанционного образования в целом как по основным образовательным программам, так и по дополнительным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Управление человеческими ресурсами и деловой карьерой персонала современной организации: учебное пособие / составители К.Е. Гришин [и др.]. — Уфа: БашГУ, 2020. — 372 с.
2. Вахромеева, А.Е. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / А.Е. Вахромеева // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов / под общей редакцией Г.Н. Гужиной. — Москва: МПГУ, 2020 — Выпуск 2: Экономика, управление, право, педагогика, психология, 2020. — 339 с.
3. Laye Virginie The shift towards digitalisation of education and training systems [Electronic Resource] // PWC — Access Mode: blog.pwc.lu/the-shift-towards-digitalisation-of-education-and-training-systems/ (date of the application: 07.12.2022).
4. Кисарин, А.С. Проблемы инноваций в дополнительном образовании в условиях цифровизации образования / А.С. Кисарин // Заметки ученого. — Елец. — 2021. — № 6-1. — С. 159–162.
5. Лукина, Е.М. Проблемы и перспективы цифровизации сферы образования в России / Е.М. Лукина, Ю.А. Мартынова // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2020. — № 4 (28). — С. 139–142.
6. Сердитова, Н.Е. Образование, качество и цифровая трансформация / Н.Е. Сердитова, А.В. Белоцерковский // Высшее образование в России. — 2020. — № 4. — С. 9–15.
7. 5 главных трендов Internet of Things на ближайшие 5 лет [Электронный ресурс] // BigData — Школа больших данных. — Режим доступа: www.bigdataschool.ru/blog/industry4-iiot-trends.html (дата обращения: 06.12.2021).
Горн О.А. Цифровизация образования // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Цифровизация образования - современный этап его информатизации, который предусматривает внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в информационно-образовательной среде всех образовательных организаций. Цифровизация позволяет создавать киберфизическое образовательное пространство. Методика преподавания учебных дисциплин в настоящее время изменилась с приходом технологий, которые позволяют формировать профессиональные компетенции будущих учителей нового поколения.
В условиях пандемии COVID-19 система образования претерпела ряд больших сложностей, которые неспособность учебных заведений всех уровней обеспечить качество, непрерывность образования и профессионального развития. Трудности также возникли в организации смешанной и дистанционной формы получения образования и повышения квалификации.
Термин «цифровизация» можно рассматривать по-разному. Если его рассматривать в широком смысле, то можно понимать современный мировой тренд развития общества, основывающийся на преобразовании любой информации в цифровую форму. Это позволяет повысить результативность экономики, а также улучшить качество жизни населения. Если же рассматривать данный процесс в узком смысле, то данный процесс способствует устранению барьеров и упрощению рутинных операций. Например, цифровизация позволяет дистанционно пройти курсы повышения квалификации для педагогических работников, тем самым, исключить их посещение. Одним из плюсов цифровизации является также то, что она позволяет получить дистанционно образование.
Положительные стороны цифровизации:
· новые рабочие места;
· низкая себестоимость производства;
· свободный рынок;
· безналичная система оплаты;
· рост производительности труда;
· повышение качества жизни населения;
· дистанционный доступ к образовательным услугам и ресурсам [1].
Отрицательная сторона цифровизации - киберугрозы, возникающие из-за недостаточной защиты персональных данных пользователей.
Пандемия коронавируса (COVID-19), повлияла на развитие цифровизации в экономике страны, в основном в сфере образования. Цифровизация образования подразумевает построение учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образования при помощи цифровых технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Суть цифровизации образования в том, чтобы каждым участником были достигнуты необходимые образовательные результаты за счет персонализации образовательного процесса, с применением методов и средств виртуальной реальности, искусственного интеллекта; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды (кабинеты ЦОС и Точки Роста); обеспечения высокоскоростного безопасного подключения к сети Интернет [2].
Основными направлениями цифровизации являются:
· улучшение технического оснащения образовательных учреждений;
· внедрение новых информационных технологий в образовании;
· создание информационного пространства образовательного учреждения.
Исходя из того, что процесс цифровизации это довольно сложный процесс в системе образования могут возникнуть следующие проблемы:
· педагоги могут быть не готовы к изменениям;
· низкая обеспеченность образовательных учреждений необходимыми ИКТ;
· отсутствие специалистов в области ИКТ;
· недостаточная осведомленность учителей о существующих способов применения современных различных электронно-образовательных ресурсов.
Таким образом, цифровизация подразумевает под собой необходимость подготовки сотрудников к решению возникающих социальных проблем, таких как конфиденциальность информации, этические проблемы, психологические и физическое здоровье. Сильное влияние на образование оказало неожиданное развитие пандемии коронавируса (COVID-19). Изменении в образовании затронули всех участников образовательного процесса образования и обучения. В результате данных изменений цифровизация существующих систем образования значительно ускорилась и дала понять, что беспрецедентный переход к онлайн-обучению и использованию цифровых технологий необходим [3].
Правительство содействует развитию высокоэффективной цифровой образовательной экосистемы при помощи следующих мер:
· инвестирование в инфраструктуру и современное цифровое оборудование;
· развитие цифровых компетенций учителей и преподавателей;
· разработка эффективного планирования и развития цифрового потенциала;
· разработка соответствующих цифровых инструментов и создание качественного учебного контента.
В рамках развития цифровой образовательной среды предусмотрено повышение цифровых навыков и компетенций для цифровой трансформации с раннего возраста. Данное направление подразумевает изучение цифровой грамотности, компьютерное образование и технологии обработки данных. Цифровизация, в свою очередь, предполагает переосмысление существующих процессов образования с помощью цифровых технологий. Основные цели цифровизации в образовании состоят в том, чтобы «перейти на цифровые технологии» и повысить ценности и эффективности с помощью современных технологий.
Цифровизация в образовании это перевод всех учебных материалов в электронный вид (учебники, методические рекомендации, учебные тетради) и возможность для школьников и студентов (обучающихся) самостоятельно дистанционно изучать материал по общеобразовательным программам, выполнять задания удаленно на компьютерах и планшетах. Для учителей или преподавателей цифровизация позволяет дистанционно проверить, насколько были усвоены полученные знания. Цифровизация облегчает образовательный процесс для всех участников образовательного процесса (школьников и учителей, студентов и преподавателей) [4].
Основными идеями цифровизации образования являются:
· повышение качества образования;
· доступность (инклюзивность) для каждого участника образовательного процесса;
· адаптация к современным требованиям работодателей.
В нашей стране цифровизация осуществляется масштабно и затрагивает все сферы деятельности населения. В период пандемии широкое распространение получило дистанционное образование, использующее электронные образовательные платформы.
Преимущества данного вида обучения:
· доступность образования для населения;
· возможность осуществления образования с учетом индивидуальных темпов обучения;
· высокая скорость оценки освоения материала;
· возможность быстрой диагностики и оценки качества образования.
Недостатки данного вида обучения:
· отрицательное воздействие на здоровье обучающихся (гигиена работы за компьютером, низкая физическая активность);
· снижение общения;
· недостаток применения нестандартных и индивидуальных подходов к обучению.
Исходя из сравнительного анализа, дистанционное образование может стать полноценным дополнением к основным методам образования при соблюдении определенных правил и норм.
Отечественная система образования имеет ряд особенностей, оказывающих непосредственно влияние на цифровизацию:
· менталитет: непринятие процессов цифровизации со стороны общества;
· бюрократичность: система образования немобильна - учебные планы и стандарты имеют жесткую структуру;
· финансовые ограничения [5].
Для обеспечения высокого качества образованиянеобходимо:
· обеспечить техническую и технологическую составляющую, а также своевременно осуществлять корректировку учебных программ;
· изменить учебные планы;
· разработать новые модели очного и дистанционного образования;
· увеличить степень информационной безопасности систем обучения и образовательных платформ;
· увеличить возможность доступности сети Интернет для большего числа населения страны;
· обеспечить образовательные учреждения необходимыми ИКТ;
· повышать уровень цифровой грамотности населения и подрастающего поколения [6].
Цифровая трансформация затрагивает все сферы профессиональной деятельности, не только образование. ИКТ-компетенции необходимы на рынке труда, в экономике. Современные компании уделяют особое внимание профессиональным качествам работников, в основном, умениям работать с новейшими технологиями. Термин «цифровизация» также подразумевает под собой: промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация и технологии, обеспечивающие межмашинное взаимодействие (M2M), самостоятельное принятие и исполнение решений машинами. Автоматизация создает информационную инфраструктуру, определенный уровень навыков управления производством, без которого переход к цифровизации невозможен [7].
Таким образом, цифровизация является основным драйвером развития как экономики, так и социально-экономического развития всей страны. Для ускорения процесса цифровизации необходимо повышать уровень информационной безопасности, увеличивать уровень знаний в цифровой среде, а также усилить государственную поддержку для образовательных учреждений, в том числе за счет изменения учебных планов и разработки новой модели дистанционного образования в целом как по основным образовательным программам, так и по дополнительным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Управление человеческими ресурсами и деловой карьерой персонала современной организации: учебное пособие / составители К.Е. Гришин [и др.]. — Уфа: БашГУ, 2020. — 372 с.
2. Вахромеева, А.Е. Цифровизация и цифровые технологии в образовании / А.Е. Вахромеева // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов / под общей редакцией Г.Н. Гужиной. — Москва: МПГУ, 2020 — Выпуск 2: Экономика, управление, право, педагогика, психология, 2020. — 339 с.
3. Laye Virginie The shift towards digitalisation of education and training systems [Electronic Resource] // PWC — Access Mode: blog.pwc.lu/the-shift-towards-digitalisation-of-education-and-training-systems/ (date of the application: 07.12.2022).
4. Кисарин, А.С. Проблемы инноваций в дополнительном образовании в условиях цифровизации образования / А.С. Кисарин // Заметки ученого. — Елец. — 2021. — № 6-1. — С. 159–162.
5. Лукина, Е.М. Проблемы и перспективы цифровизации сферы образования в России / Е.М. Лукина, Ю.А. Мартынова // Актуальные проблемы экономики и управления. — 2020. — № 4 (28). — С. 139–142.
6. Сердитова, Н.Е. Образование, качество и цифровая трансформация / Н.Е. Сердитова, А.В. Белоцерковский // Высшее образование в России. — 2020. — № 4. — С. 9–15.
7. 5 главных трендов Internet of Things на ближайшие 5 лет [Электронный ресурс] // BigData — Школа больших данных. — Режим доступа: www.bigdataschool.ru/blog/industry4-iiot-trends.html (дата обращения: 06.12.2021).