УМК: «Начальная школа XXI века» Автор учебника: В. Н. Рудницкая (3 класс) Тема. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. Цели: Предметные: организовать деятельность учащихся по изучению порядка действий в выражениях. Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления. Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, проявлять интерес к предмету. Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала Оборудование: 1) проектор, компьютер, 2) для каждого ученика - учебник, учебные принадлежности, тетрадь, карточки с заданиями Задачи: - формировать способности к практическому использованию правила; - развивать умение анализировать и обобщать; - учить учебному сотрудничеству.
Ход урока
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности - В природе есть солнце. Оно светит и греет. А кого в нашем родном краю называют солнцем Осетии? (Основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова). -Да, Коста-солнце Осетии… Так пусть же сегодня каждый лучик солнца доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. Это отрывок из стихотворения К.Хетагурова… «Учись, дружок, с охотой, Чтоб мудрость всю познать, И с радостью работай, Чтоб человеком стать! - Прочитайте на доске высказывание всемирно известного ученого, физика, математика, филолога Михаила Ломоносова. (Высказывание) « Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит».
М. Ломоносов
- Как вы понимаете это высказывание? (Математика точная наука, она учит терпению, раскладывает всё по полочкам, дисциплинирует мозг) - Да, математика, большая любительница порядка. Где в математике вы имели дело с порядком? (В числовой последовательности; порядок действий в выражениях…) - Наш урок сегодня будет посвящен открытию нового знания Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: - организовать актуализацию умений; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. - Посмотрите внимательно на выражения, разделите их на группы и запишите в 2 столбика ( Буквенные и числовые) (a - b )+ с (a - b )+ с (6 ∙ 3): 2= 9 (6 ∙ 3): 2 = (а: b) + c 40: 5 ∙ 2 = 16? 40: 5 ∙ 3 = (а: b) + c - Найдите значение числовых выражений. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Учащиеся выявляют затруднение при определении порядка действий в выражении, содержащем скобки Проверка. - Кто справился без ошибок? У кого есть ошибки? -В каком месте возникло затруднение? ( В выражении без скобок) - Почему возникло затруднение? ( Из-за разного порядка действий) Построение выхода из затруднения. -Какую цель вы поставите перед собой? (Научиться решать выражения без скобок) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Порядок выполнения действий в выражениях без скобок) - Посмотрите еще раз на данное выражение 40: 5 ∙ 2 = 16 (На доске) и давайте составим план наших действий Составление плана действий 1. Из каких арифметических действий составлено выражение? 2. В каком направлении считать? 3. Какое действие выполнять первым? 4. Какое действие выполнять вторым? 5. Сделать вывод. Реализация построенного проекта - Предлагаю поработать в парах. 20: 4 ∙ 5 =25 Карточка № 1 и опорная картинка «Волк и Заяц» - Исследуйте с помощью плана и опорной картинки «Волк и Заяц» последовательность выполнения действий в данном выражении и найдите значение выражения. -Проверим 20: 4 ∙ 5 =25 - Как решали выражение? (1 ученик) (Выражение не содержит скобок, из арифметических действий только умножение и деление, считали слева направо по порядку) - Какой вывод сделали? ( Если выражение содержит только умножение и деление и нет скобок, то выполнять надо по порядку) - Сравните вывод, который вы сделали с эталоном в учебнике с.107 (читает ученик) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.) - Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять эталон.) - Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового эталона.) с. 108 № 2 – с комментированием у доски (Это выражение без скобок, содержит только деление, буду выполнять действия по порядку, ….) 16: 4: 2 = 2 72: 9 ∙ 8 = 64 5 ∙1 ∙ 9 = 45 6 ∙ 4: 8: 3 = 1 ФИЗМИНУТКА. № 3 с. 108 устно
- Какое правило нарушил Волк? (Правило порядка действий в примерах без скобок). - Как нужно было решить? (Сначала выполнить деление 12:3, а затем умножение) Каким правилом воспользоваться? Проговорите его. (Проговаривают правило и решают пример устно). (Если выражение без скобок содержит из действий только умножение, только деление или умножение и деление, то принято выполнять их по порядку слева направо). VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - Вы поработали вместе, в парах, а теперь необходимо поработать самостоятельно. - Выполните задание самостоятельно, карточка №2 18: 2 ∙ 3 7 ∙ 6: 6 4 ∙ 2 ∙ 9 2 ∙ 9: 3: 2 56: 7: 4 10 СЛАЙД - Проверьте решение по эталону для самопроверки.
1. Выражение без скобок и содержит только умножение и деление. 2. Выполняем действия по порядку слева направо
- У кого получился другой ответ – поставьте «?». - В каком месте вы допустили ошибку. - Почему у вас возникло затруднение? (В расстановке порядка действий (применение нового правила), знание таблицы умножения и деления). - Что необходимо сделать, чтобы такие ошибки не допускать? (Проговаривают правило, необходимо повторить таблицу умножения и деления, порядок действий в выражениях). - Кто справился с заданием без ошибок? - Поставьте себе «+». Замечательно. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. - соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. - Вернёмся к выражению, которое мы в начале урока на доске разбирали. 40: 5 ∙ 2 = 16 - Почему были разные ответы? (Не знали порядок действий в выражениях на умножение и деление без скобок). - Какие шаги выполняли? (Когда возникло затруднение, составили план, нашли решение и пришли к выводу) - Какой сделали вывод? (Если выражение из скобок содержит из действий только умножение, только деление или умножение и деление, то принято выполнять их по порядку.) - Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении. - Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку. VII. Домашнее задание. Р. т. стр. 53, № 187, 188. - Спасибо за урок!