Актуальные вопросы дошкольного образования

Беккарюк О.Г., Брецкая М.Г., Клепцова Н.Э. Работа со страхами детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Беккарюк О.Г., Брецкая М.Г., Клепцова Н.Э. Работа со страхами детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 8 (70). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/70-2.pdf.

Каждый второй ребенок в возрасте от 2 лет испытывает страх и тревожность.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанным с предчувствием грозящей опасности. Если не прорабатывать это, то ребенок может стать нервным в будущем и придется приложить много усилий, чтобы стабилизировать его состояние до уровня нормы.

Но не так просто разобраться с тревожностью, как кажется на первый взгляд. Работа по устранению страхов у детей, ведется педагогами-психологами по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Программа работы составляется на основе реализуемых задач в дошкольном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка.

Задача всех педагогов дошкольного учреждения - снизить уровень страха и тревожности у воспитанников при помощи психологических и педагогических методов согласно возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.

Задачи, которые нам предстоит решать ежедневно в работе с детьми.

Психологические:

· Изучить особенности эмоционального состояния и поведения детей.

· Создать психологические условия, чтобы минимизировать страхи и негативные эмоции.

Развивающие:

· Развивать в детях умение взаимодействовать со взрослым, принимая участие в опытах, выполняя задания, рассуждая.

· Помочь детям играть самостоятельно, уметь распределять роли.

· Закреплять знания детей о том, как надо сохранять здоровые.

· Расширять словарный запас воспитанников.

Но прежде, чем начать работу, мы проводим диагностику. Поэтому я предложила родителям заполнить анкету «Тревожный ли ваш ребенок?» и пройти опрос «Подверженность ребенка страхам». Для этого были использованы тесты выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А. И. Захаров и М. Панфилова)

После диагностического теста я провела исследование и выявила следующие проблемы у детей средней группы по мнению родителей:

· 35% детей боятся врача стоматолога.

· 25% опрошенных считают, что их дети боятся уколов.

· 27% детей имеют страх перед походом в поликлинику.

· 13% ответили, что их ребенок боится чужих людей.

Получается, что каждый третий ребенок страдает от дентофобии (панического страха перед лечением зубов). Поэтому мы сконцентрировались на коррекционной работе в этом направлении.

Одной из методик, которая помогает преодолеть данный страх — адаптационный курс терапии. При взаимодействии с родителями и воспитателями я провела ряд мероприятий, которые помогают детям преодолеть данный страх.

Так с воспитанниками средней группы была проделана следующая работа:

1. Беседа на тему «Чтобы наши зубки не болели никогда!», «Нравится ли зубам холодный снег», «Моя зубная щетка», «Полезная и вредная еда для наших зубов».

2. Совместный просмотр мультфильма «Добрый доктор Стоматолог».

3. Обзор иллюстраций с изображением кабинета врача-стоматолога.

4. Пополнение развивающей среды в группе по теме «Профессия врач-стоматолог.

5. Прослушивание песни «От улыбки» В. Шаинского.

6. Лепка «Зубика» из пластилина.

7. Создание аппликации «Зубная щетка для девочки Маши».

8. Рисование «Белых и здоровых зубов».

9. Сюжетно – ролевые игры: «На приеме у стоматолога», «Здоровая пища», «Лечим зубки», «Я-стоматолог», «Детская стоматологическая поликлиника».

10. Дидактические игры: «Поможем зайцу вылечить зубки», «Полезные и вредные продукты».

11. Отгадывание загадок о профессиях, зубах, зубной щетке.

12. Чтение художественной литературы: «Раз зубок, два зубок» С. Чудина, «Разболелся зуб у волка» В. Черняевой, «Надо чистить зубки по утрам…» Д. Пономаревой, «Сказка про больные зубки» И. Гуриной, «Сказка про зубную феечку» Е. Орловской, «Сказка о зубной фее и вредном кариесе», «Сказка про зуб», Е. Гурина «Сказка про больные зубки», «Я страдаю дня четыре».

13. Выполнение тематической артикуляционной гимнастики «Почистим зубки язычком».

Также мы тесно взаимодействовали со стоматологической поликлиникой и врачом-стоматологом, который там работает. Нам предоставили видео-экскурсию по кабинету врача, адаптированную для детей дошкольного возраста. Она очень понравилась детям и расширила границы детского восприятия незнакомого пространства и работы врача с детскими зубами.

Чтобы закрепить полученные знания мы оформили выставку творческих работ и создали альбом с рисунками.

После проведенных мероприятий я провела консультацию для родителей «Психологическая подготовка ребенка к стоматологическому лечению».

Спустя месяц активной комплексной работы мною был повторно проведен опрос среди родителей. И они отметили положительный настрой детей и готовность пройти осмотр у врача-стоматолога. Поэтому родителям было предложено сводить детей на профилактический осмотр к врачу и дать обратную связь.

Отзывы родителей, несомненно, радуют и дают понимание того, что адаптационный курс психологической терапии благоприятно повлиял на их детей.

Именно поэтому мы не будем останавливаться на достигнутом и продолжим минимизировать и другие детские страхи наших воспитанников.

Библиографический список

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь. - 2005. - 320 с.

2. Леви Ш. Ребёнок и стресс. - С-П., 1997.

3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.- 192 с.
2023-08-22 09:33 2023