Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Дудникова Е.А. Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях интернатного учреждения

Библиографическое описание:

Дудникова Е.А. Патриотическое воспитание детей средствами краеведения в условиях интернатного учреждения // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия про исходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеж дения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому по ведению. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего обще ства, необходимо воспитание детей строить на примерах истории родного края, а через нее - и всей необъятной Ро дины, осуществлять приобщение ребенка к опыту предшествующих поколений. Одним из важных средств, связывающих обучение и вос питание с жизнью, является краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредствен ного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство пат риотизма - глубокой любви к Родине.

Актуальность данной темы состоит в том, что патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач общества. К сожалению, в последние годы оно было отодвинуто на второй план, а порой дискредитировано. Во многом этому способствовало отсутствие общей национальной идеи, социально-политические и экономические трудности, которые переживает страна. Критическое отношение к нашему историческому прошлому также не способствует формированию у подрастающего поколения гражданско-патриотических чувств.

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала задачей государственной важности. Краеведческий материал как нельзя лучше способствует нравственно-патриотическому воспитанию. Ведь малая родина — живая и деятельная частица России. И знание своего края, его прошлого и настоящего — верный путь к воспитанию патриотизма. В связи с этим задача педагога — помочь детям почувствовать красоту родного края, развить интерес к его истории и традициям.

Существует ряд определений данного термина. Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение: «Патриотизм – преданность и любовь к своему народу, отечеству»; «Патриот – 1) человек, проникнутый патриотизмом 2) это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины».

В понятие «патриотизм» включаются любовь к Родине, родным местам, родному языку; уважение к его прошлому, к традициям и обычаям своего народа, знание его истории и культуры; понимание своего патриотического долга; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность её защищать, уважение к армии; служить интересам Родины; утверждать в обществе высшие ценности (жизнь, труд, красоту). Активно и сознательно участвовать в трудовой деятельности, сочетая личные и общественные интересы.

Краеведческая деятельность — это комплексное средство всесто роннего развития личности. Она объединяет и включает в себя много образие форм и методов развития личности. Особенности краеведче ской деятельности способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию воспитанников в окружающем их мире. То есть если краеведение направляет детей на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории, то, следовательно, педагогически правильно организованная краеведческая деятельность обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воз действует на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности.

Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории нашего края. В ходе этой работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе способствует формированию у ребят гражданских качеств.

«Проживание» событий Великой Отечественной войны воспитанниками через знакомство с историческими источниками, участниками боевых действий, их родными способствует более глубокому, эмоциональному восприятию. Это форма организации учебно-воспитательной работы связана с решением детьми творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.

Воспитанники, воспринимая образ Родины как явление патриотизма, опираясь на рассказы и самостоятельно найденные материалы о подвигах советского народа и жителей нашего края, которые внесли огромный вклад в приближении победы над немецко-фашистскими захватчиками в исторических событиях прошлого, начинают ощущать свою сопричастность, приписывать себе качества человека – патриота, защитника Родины. Повторяя суждения взрослого (учителя, воспитателя, ветерана), они выдают их за свои. Данные суждения начинают определять их представления о патриотизме. Ребенок «проникается определённым эмоциональным отношением» к этому образу. Транслируемый взрослыми образ человека – патриота может стать перспективой развития патриотизма у детей.

Помимо исследовательской деятельности другой формой ознакомления воспитанников с историей родного края, воспитания любви к нему является совместная работа с историко-краеведческим музеем нашего города. Здесь дети имеют возможность группой, подгруппой или индивидуально ознакомиться с выставочными экспонатами.

Работа, проводимая в музее, направлена на историко-краеведческое воспитание. Проводятся традиционные тематические экскурсии ко Дню Победы, ко Дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определенных знаний о нем. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным создание такой системы работы, которая бы наиболее успешно способствовала развитию познавательного интереса детей к знаниям о родном крае, чувство гордости и бережного отношения к нему, и, как следствие, воспитанию чувства патриотизма и любви к малой родине.

Список литературы

1. Великая Отечественная война [Текст] / А. Дамаскин, П.А. Кошель, Ю.А.Никифоров. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

2. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс] http://wikipedia.ru дата обращения 11.2013 г.

3. Война. Народ. Победа [Текст]: Статьи. Очерки. Воспоминания. / Сост.И.М. Данишевский, В.И. Радин. -М., Политиздат, 1980. - 255 с.

4. Дорога жизни [Электронный ресурс] http://www.erudition.ru дата обращения 09. 2016.

5. Колпакова, Д. Был город – фронт, была блокада [Текст] / Д. Колпакова, В.Суслов. – Л.: Детская литература, 1984. - 188 с.

6. Ленинград. Блокада. Подвиг [Электронный ресурс] http://blokada.otrok.ru
2023